СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА — сочетание полной слепоты с глухотой и немотой.

С. может быть врожденной и приобретенной. Врожденная С. встречается значительно реже приобретенной; она возникает как следствие воздействия различных вредных факторов на организм развивающегося плода, в т. ч. вирусных инфекций, резус-несовместимости, интоксикаций, травм и др. Приобретенная С. чаще всего возникает в результате инф. болезней (скарлатины, кори и др.), среди к-рых существенное место занимает эпидемический цереброспинальный менингит. Причиной приобретенной С. могут быть также опухоли и повреждения головного мозга.

С. наступает в тех случаях, когда потеря зрения делает невозможной предметную ориентировку, а потеря слуха в раннем детском возрасте лишает ребенка возможности воспринимать разговорную речь. Если глубокое поражение органов зрения и слуха наступило в том возрасте, когдаречь (см.) уже сформировалась, у ребенка в течение нек-рого времени сохраняются визуальные представления о ряде конкретных предметов и устная речь, свойственная нормальному ребенку такого же возраста. Однако без специального педагогического воздействия эти условнорефлекторные связи постепенно угасают, ребенок не развивается умственно. В связи с этим различают С., при к-рой больной не может ориентироваться в предметной ситуации и не имеет устной речи, и С., при к-рой больной не ориентируется в новых предметных ситуациях с помощью зрительных ощущений, но речь у него сохранена.

Исследование и оценка состояния зрительного и слухового анализаторов при С., предпринимаемые для выявления степени утраты ими естественных функций, проводится по тем же принципам, согласно тем же критериям и с помощью тех же методов, что и прислепоте (см.) иглухоте (см.).

С целью определения оптимальных условий для обучения и интеллектуальных возможностей при С. необходимо, кроме того, неврол. обследование ребенка. При этом обращают внимание на наличие симптомов, свидетельствующих о поражении ц. н. с. Однако заключение о невозможности обучения при С. может быть дано лишь после того, как попытка обучать ребенка в течение года не дала эффекта и установлено, что причиной этого служит умственная отсталость, обусловленная поражением мозга.

Обучение слепоглухонемых считалось невозможным до 40-х гг. 19 в. Первой обученной была Бриджмен (L. Bridgmen) — воспитанница доктора Хау (S. G. Howe), а первой из слепоглухонемых получила высшее образование и степень доктора философии Келлер (Н. Keller) — воспитанница Салливен (A. Sullivan).

В 1923 г. по инициативе И. А. Со-колянского в г. Харькове была организована первая в мире научнопедагогическая школа для слепоглухонемых. В 1955 г. обучение слепоглухонемых было начато в НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР, а в 1963 г. в Загорске была открыта школа-клиника для слепоглухонемых.

В СССР уделяется исключительное внимание профилактике С. и мед. обслуживанию детей этой категории. Благодаря непрерывному росту благосостояния и культурного уровня населения, постоянному совершенствованию системы сан.-гиг. мероприятий и квалифицированной медпомощи в стране значительно уменьшилось число слепоглухонемых. Успехи микрохирургии глаза и уха позволяют многим слепоглухонемым обрести возможность ориентироваться в окружающей обстановке. В нашей стране на высоком уровне организовано обучение таких детей.

Особенность обучения слепоглухонемых детей состоит в необходимости формировать весь комплекс психических процессов, начиная от самых элементарных форм. При этом установлено, что сложная динамическая структура психического развития слепоглухонемого ребенка подчинена той же возрастной закономерности, к-рая свойственна психическому развитию нормального ребенка (см.Психика).

Основной задачей первоначальных этапов воспитания слепоглухонемых детей является развитие свободной ориентировки в окружающей среде, в т. ч. формирование понятий о важнейших предметах и явлениях, выработка навыков самообслуживания и действий с предметами. Важнейшей задачей обучения является формирование средств общения. При этом детей сначала учат понимать жесты и затем дактилологию, соотнося эту символику с определенным предметом или его макетом. Контроль за степенью понимания сути речи осуществляется вначале путем соотнесения жеста (или слова в дактильном виде) с конкретным предметом, а затем вылепленной ребенком из пластилина объемной фигурой этого предмета.

Постепенно жестовая речь полностью заменяется дактилологией (см.Глухонемота), после чего детей знакомят с рельефным шрифтом Брайля (см.Слепота). В специально оборудованном кабинете с помощью рельефно-точечного шрифта организуют групповое общение, при к-ром дети на специальных каретках воспринимают пальцами руки вопрос (задание), отпечатанное на пишущей машинке для слепых (см.Тифлотехника). Соответствующий ответ печатает на своей машинке один из учеников, а все остальные дети воспринимают эту информацию на своих каретках.

На основе широкого дактильного и письменного общения разрешаются основные задачи обучения, при этом ребенок овладевает функциональной (практической) грамматикой, регламентирующей законы выражения мысли с помощью языка.

Огромное внимание отводится развитию мышления и комплексному воспитанию в ходе разнообразной практической деятельности.

Важнейшей задачей обучения является также формирование у ребенка устной речи и умения воспринимать написанные плоским шрифтом на его ладони слова и фразы. С помощью осязания ребенок знакомится с характером артикулирования звуков по рту учителя и по макету ротовой полости. Контроль за произношением осуществляет учитель, при этом допускается временное приближенное произношение. В дальнейшем используют систему параллельных текстов, один из к-рых дает учитель, а второй составляют сами учащиеся.

Учитывая, что даже при самой тяжелой степени глухоты слепоглухонемые дети в большинстве случаев могут воспринимать низкие частоты (см.Реэдукация слуха), дефектологи научились использовать этот сенсорный резерв в процессе формирования речи. С этой целью применяют специальные звукоусиливающие устройства, аппаратуру, преобразующую звуки речи в соответствующие вибрационные импульсы (см.Сурдотерапевтическая аппаратура). Успешность процесса обучения зависит от правильного подбора и от правильной настройки аппаратуры.

Опыт обучения слепоглухонемых в Московском университете и других учебных заведениях свидетельствует о том, что они успешно усваивают программу вуза, вполне удовлетворительно говорят и вносят ощутимый вклад в науку. Так, О. И. Скороходова стала доктором педагогических наук (по психологии), является автором книг «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947) и «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (1954). Эти книги переведены на многие языки мира и представляют собой большой научный интерес для ученых различных специальностей.

Библиография: Апраушев А. В. Трудовое воспитание слепоглухонемых детей, М., 1979; Васина Г. В. Предметные уроки в обучении слепоглухонемых детей, Спец. школа, в. 3, с. 100, 1968; Mаpеева Р. А. Воспитание и обучение слепоглухонемых детей в семье, М., 1979; Мещеряков А. И. О технических средствах для слепоглухонемых, Дефектология, № 1, с. 68, 1969; он же, Слепоглухонемые дети, М., 1974.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеизучение матрицы судьбы