СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — установленная в СССР государством и гарантированная Конституцией СССР система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях. Постоянное развитие и совершенствование С. о. неразрывно связано с широкими мероприятиями Коммунистической партии и Советского правительства по повышению народного благосостояния, росту материального и культурного уровня жизни граждан страны, заботе очеловеке (см.) с его растущими материальными и культурными потребностями (см.Коммунистическая партия Советского союза).

Статья 24 Конституции СССР устанавливает, что в нашей стране действуют и развиваются гос. системыздравоохранения (см.) и социального обеспечения. Кроме того, в ряде статей Конституции (Основного Закона) СССР, гарантирующих важнейшие права граждан — на труд, отдых, охрану здоровья и др.— содержатся положения, непосредственно относящиеся к вопросам С. о. Так, статья 43 Конституции СССР закрепляет право граждан СССР «…на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения». Провозглашая, что семья находится под защитой государства, статья 53 Конституции СССР устанавливает основные пути государственной заботы о семье, среди к-рых — выплата пособий по случаю рождения ребенка, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, а также другие виды пособий и помощи семье.

В СССР право трудящихся на С. о. было провозглашено в первые дни Советской власти. В нем нашли отражение требования программы РСДРП (1903) и ленинской страховой рабочей программы, принятой VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП (1912). В положении о социальном обеспечении трудящихся, утвержденном Декретом СНК от 31 октября 1918 г., подписанном В. И. Лениным (см.Ленин и здравоохранение), были определены основные условия построения системы С. о. в социалистическом обществе: «Социальное обеспечение трудящихся распространяется на случаи: а) оказания всех видов врачебной, лекарственной и т. п. помощи и родовспоможения нуждающимся в них лицам; б) временной утраты средств к существованию вследствие нетрудоспособности, независимо от причины, ее вызвавшей (общие заболевания, увечья и т. п.); в) постоянной утраты (всех или части) средств к существованию вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т. п.; г) утраты средств к существованию вследствие безработицы, происшедшей не по вине безработного. В задачи социального обеспечения входит также и принятие предупредительных мер против заболеваний, увечий и т. п., а равно облегчения их последствий». В последующий период постепенно расширялся круг лиц, охваченных социальным страхованием, вводились новые виды С. о. и совершенствовалось управление этой системой. В 1928 г. для рабочих отдельных отраслей промышленности было введено пенсионное обеспечение по старости, к-рое затем было распространено на всех рабочих, а к 1937 г.— и на служащих. В 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была увеличена государственная помощь многодетным и одиноким матерям, увеличены льготы для беременных женщин и для матерей, приняты меры по расширению сети учреждений охраны материнства и детства. Примечательно, что этот акт, реализация к-рого потребовала от государства значительных материальных средств, был принят в трудные годы Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы система С. о. в нашей стране постоянно совершенствовалась и развивалась. Важными актами явились Закон о государственных пенсиях (1956), Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов (1964), постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по осуществлению социального страхования членов колхозов» (1970).

Широкий комплекс эффективных мер, направленных на дальнейшее совершенствование демографической политики государства, повышение благосостояния семей с детьми и уровня материального обеспечения нетрудоспособных был определен решениями XXVI съезда КПСС, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981), «О мерах по дальнейшему улучшению социального обеспечения населения» (1981), а также Указами Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981) и «О повышении минимальных размеров пенсий и других мерах по улучшению пенсионного обеспечения» (1981). Одновременно были изданы постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981) и постановление Совета Министров СССР «О внесении изменений в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий и в Положение о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов» (1981). Этими постановлениями были установлены сроки и порядок реализации социальной программы, утвержденной XXVI съездом КПСС.

Размах социального обеспечения в нашей стране огромен.

В табл. приведена динамика расходов на социальное обеспечение и числа лиц, обеспечиваемых пенсиями и пособиями за 1960—1980 гг.

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года» отмечалось, что общественные фонды потребления, за счет к-рых осуществляются бесплатное образование, медпомощь, материальное обеспечение в старости и другие социальные мероприятия, за десятую пятилетку составили 527 млрд. руб. Выплата и льготы из этих фондов в расчете на душу населения возросли в 1980 г. до 438 руб. против 354 руб. в 1975 г. В 1983 г. население получило из общественных фондов потребления выплат и льгот на сумму 134,5 млрд. руб., примерно на 6 млрд. руб. больше, чем в 1982 г. С уче1ом этих выплат и льгот заработная плата рабочих и служащих за этот период увеличилась с 246 руб.до 254 руб. в месяц.

В Советском Союзе в 1980 г. св. 50 млн. чел. получали пенсии, из к-рых большинство — по старости. Сотни тысяч пожилых и нетрудоспособных находятся на полном попечении государства в специальных благоустроенных учреждениях социального обеспечения, где за ними ведется надлежащий уход (см.Дом-интернат). Миллионы детей посещают детские сады и ясли (см.Ясли, ясли-сад), причем их родители оплачивают лишь незначительную часть стоимости содержания детей (на долю государства в среднем приходится более 80% стоимости содержания ребенка в яслях и более 70% — в детском саду), а нередко совсем освобождаются от платы.

Большие средства выделяются государством для выплаты пособий на детей. Все трудящиеся в нашей стране получают пособия в случае временной нетрудоспособности, а женщины, помимо этого, пособия по беременности, родам, государственные единовременные пособия при рождении ребенка и др. Всанаториях (см.) и домах отдыха, впансионатах (см.) и профилакториях (см.Санаторий-профилакторий), на туристских базах (см.Туризм) отдыхают миллионы граждан по путевкам, выдаваемым им за небольшую плату или вообще бесплатно. В многочисленныхпионерских лагерях (см.) ежегодно отдыхают по бесплатным или частично оплаченным путевкам миллионы школьников. В специализированных учебных заведениях инвалиды с детства приобретают доступную им по состоянию здоровья специальность. Кроме того, благодаря широкой сети протезно-ортопедических предприятий, все инвалиды обеспечиваютсяпротезами (см.) и другимипротезно-ортопедическими изделиями (см.), как правило, бесплатно, или на льготных условиях. Инвалидам Великой Отечественной войны и нек-рым другим выдаются каждые 7 лет бесплатно автомобили. Все перечисленное выше является лишь частью широчайших мер, проводимых в области С. о. населения нашей страны.

В СССР современная система С. о. построена на следующих основных принципах: всеобщности С. о. (т. е. равенстве прав граждан СССР на С. о. независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии и т. д.); обеспечении граждан всеми видами С. о.; постоянном совершенствовании условий и повышения уровня С. о. граждан в ходе социального и экономического развития об-ва; государственной гарантии прав трудящихся на С. о., закрепленной Конституцией СССР; участии в управлении системой С. о. самих трудящихся через Советы народных депутатов и профсоюзы; высоком уровне обеспечения.

С. о. в СССР осуществляется полностью за счет государственных и общественных средств, без каких-либо вычетов из заработной платы или доходов трудящихся. Источником средств для С. о. служит государственный бюджет, взносы предприятий, учреждений, организаций и колхозов по государственному социальному страхованию и взносы колхозов в централизованные союзные фонды социального обеспечения и социального страхования колхозников.

Значительная роль в системе С. о. принадлежит профессиональным союзам. Профкомы предприятий, учреждений, организаций, колхозов, высших и средних специальных учебных заведений осуществляют государственное социальное страхование рабочих, служащих и учащихся, назначают пособия по социальному страхованию, предоставляют путевки на сан.-кур. лечение, в дома отдыха, туристско-оздоровительные учреждения, оплачивают диетическое питание, направляют детей трудящихся в пионерские лагеря, проверяют организацию медпомощи рабочим, служащим и членам их семей (см. Социальное страхование).

Социальное страхование, являясь неразрывной частью всей системы С. о., распространяется в основном на работающих, и регулируется «Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию», утвержденными постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. В быту чаще приходится встречаться с понятием «социальное обеспечение» в узком смысле, к-рое охватывает в основном неработающих (пенсионеров, инвалидов) и осуществляется за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Из этих средств выплачиваются пенсии, оплачивают протезирование, обеспечивают инвалидов средствами передвижения, содержат дома-интернаты для престарелых и инвалидов, выплачивают пособия на детей одиноким и многодетным матерям и обеспечивают др. виды помощи. Ведущее место в этой работе принадлежит республиканским Мин-вам социального обеспечения.

Важная роль в работе с населением в области С. о. возложена на местные Советы народных депутатов (городские и районные в городах, районные). Они обеспечивают своевременное и правильное назначение и выплату установленных законодательством пенсий и пособий; решают вопросы опеки и попечительства над сов9ршеннолетними лицами, к-рые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности; контролируют работу врачебно-трудовой экспертизы. Поселковые и сельские Советы народных депутатов следят за соблюдением пенсионного законодательства, работой колхозных советов по социальному обеспечению колхозников; назначают в пределах ассигнований, предусмотренных в поселковом (сельском) бюджете пособия лицам, не имеющим права на государственные пенсии; вносят в исполком вышестоящего Совета предложения о назначении пособий многодетным и одиноким матерям и о выдаче единовременных пособий гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий.

Советы народных депутатов образуют на местах отделы социального обеспечения исполнительных комитетов, к-рые осуществляют мероприятия по С. о. престарелых и нетрудоспособных граждан (причем в первую очередь обслуживаются участники Великой Отечественной войны); обеспечивают правильное и своевременное назначение и выплату установленных законодательством пенсий и пособий; оказывают правовую помощь предприятиям, учреждениям, организациям и колхозам в работе по подготовке документов и представлений к назначению пенсий рабочим, служащим, колхозникам и членам их семей. В задачу отделов также входит проведение мероприятий по трудоустройству инвалидов, членов семей, потерявших кормильцев, и лиц, ухаживающих за инвалидами, организация профессионального обучения и переобучения инвалидов; содействие в трудоустройстве престарелых граждан, а также в организации производств, цехов и участков, использующих труд инвалидов. Отделы осуществляют контроль за предоставлением инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих, другим инвалидам и членам семей, потерявших кормильца, престарелым гражданам, многодетным и одиноким матерям, предусмотренных для них льгот и преимуществ. Они рассматривают вопросы, связанные с направлением граждан в учреждения С. о.; обеспечивают контроль за работой учреждений С. о., расположенных на территории р-на, города, городского р-на, оказывают помощь в разрешении вопросов, связанных с их деятельностью. Отделы социального обеспечения занимаются вопросами попечительства над совершеннолетними дееспособными лицами, к-рые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности; контролируют работу врачебно-трудовых экспертных комиссий, наблюдают и контролируют работу первичных организаций и учебно-производственных предприятий Всероссийского об-ва слепых (см.Общество слепых) и Всероссийского об-ва глухих (см.Общество глухих); осуществляют общее руководство кассами взаимопомощи пенсионеров; привлекают общественность к работе органов социального обеспечения и т. д.

Пенсионному обеспечению принадлежит наиболее важное место в системе С. о. как по объему средств, так и по числу обеспечиваемых. Различают четыре вида пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (последние установлены для отдельных категорий работников, в частности — работников здравоохранения). Согласно общему правилу пенсии по старости назначаются мужчинам по достижении 60 лет, женщинам — 55 лет. Для права на эту пенсию необходимо также иметь стаж работы мужчинам не менее 25 лет, женщинам — 20 лет. Кроме того, предусмотрено назначение пенсий по старости и на льготных условиях для работающих на работах с вредными условиями труда, на подземных работах и в горячих цехах, а также на других работах с тяжелыми условиями труда. Так, в ряде случаев, для мужчин пенсии по старости на льготных условиях назначаются по достижении ими 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, женщинам — по достижении имй 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет. Льготы на получение пенсии по старости имеют женщины, родившие и воспитавшие 5 и более детей до 8-летнего возраста; им пенсию назначают в возрасте 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет.

При неполном стаже работы для многодетных матерей и матерей инвалидов с детства в назначении пенсий также установлены льготы. Женщины, воспитавшие 5 и более детей, могут получать пенсию до 55-летнего возраста, при 5-летнем стаже работы подряд или с перерывами, причем до половины стажа (но не более) может быть подтверждено свидетельскими показаниями. Матерям инвалидов с детства пенсии при неполном стаже назначаются в тех случаях, когда ребенок-инвалид достиг 8-летнего возраста.

Слепые мужчины пользуются правом на пенсию по достижении 50 лет, при стаже работы не менее 15 лет, женщины — по достижении 40 лет при стаже работы не менее 10 лет. Пенсии на льготных условиях предоставляются многим другим категориям трудящихся, включая получивших инвалидность при исполнении обязанностей военной службы, проработавшим в р-нах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к этим р-нам, женщинам, проработавшим не менее 20 лет на определенных производствах, женщинам ряда профессий в текстильной промышленности и др.

Пенсии по старости назначаются в размере от 50 до 100% заработка рабочего или служащего, причем чем ниже фактический заработок, тем выше размер пенсии в процентах к нему. К пенсиям по старости установлены надбавки за непрерывный стаж работы, либо общий стаж свыше определенного количества лет, а также для неработающих пенсионеров, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Пенсии по инвалидности назначают рабочим и служащим при наступлении инвалидности, т. е. при длительной или постоянной потере трудоспособности (см.Нетрудоспособность). В зависимости от степени утраты трудоспособности выделяют три группы инвалидности (см.Инвалидность,Трудоспособность). Инвалидность устанавливают врачебно-трудовые экспертные комиссии, к-рые находятся в ведении органов социального обеспечения. Пенсии по инвалидности назначаются при потере трудоспособности в результате трудового увечья или профессионального заболевания, либо в результате общего заболевания. Пенсии по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием назначаются независимо от стажа работы, а пенсии по инвалидности, наступившей вследствие общего заболевания,— в зависимости от стажа работы и возраста к моменту обращения за пенсией. Пенсии по случаю потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи умершего рабочего или служащего, состоявшие на его иждивении. Нек-рым категориям работников установлены пенсии за выслугу лет. Так, врачам и другим работникам здравоохранения, проработавшим по специальности в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке) не менее 25 лет, а в городе — не менее 30 лет, пенсии за выслугу лет назначаются в размере 40% ставки заработной платы или оклада.

Минимальные размеры пенсий установлены: по старости — 50 руб.; по инвалидности I группы — 75 руб., II группы — 50 руб., III группы — вследствие трудового увечья или профессионального заболевания — 30 руб., а вследствие общего заболевания — 26 руб. в месяц. Пенсии по случаю потери кормильца не могут быть ниже при трех или более нетрудоспособных — 75 руб., двух — 50 руб., при одном — 28 руб. Для семей погибших на фронте военнослужащих рядового состава минимальный размер пенсии 38 руб.

Граждане, имеющие право на государственную пенсию, могут обратиться за ее назначением в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком. Пенсии по старости или по инвалидности назначаются независимо от того, прекратили ли граждане работу ко времени обращения за пенсией или продолжают работать. Пенсии не подлежат обложению налогами.

Денежные пособия — одна из основных форм помощи семьям в СССР. Среди них важное место занимают государственные пособия многодетным матерям, назначаемые и выплачиваемые женщинам, имеющим двух детей, при рождении третьего и каждого следующего ребенка. Единовременное пособие в этих случаях выплачивается при рождении ребенка, а ежемесячно — со второго года после рождения четвертого ребенка до достижения им 5-летнего возраста. Другой важный вид пособий — государственные пособия одиноким матерям, назначаемые и выплачиваемые женщинам, не состоящим в браке, на воспитание и содержание детей, если в свидетельствах о рождении отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери. Пособия одиноким матерям выплачиваются уже при наличии одного ребенка и до достижения детьми 12-летнего возраста, в соответствии с решением комиссии по назначению государственных пособий многодетным и одиноким матерям при исполнительном комитете районного (городского) совета народных депутатов. В период прохождения военнослужащим срока действительной военной службы органы социального обеспечения производят выплату пособия на детей женам солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы. В СССР органы социального обеспечения выплачивают пособия инвалидам I и II групп, в т. ч. слепым и глухонемым, инвалидам с детства и инвалидам в случае, если они не получают государственных пенсий и не имеют источников дохода и родственников, обязанных по закону их содержать, а также связи с сельским хозяйством.

Существенным подспорьем в деле С. о. населения являются дома-интернаты, предназначенные для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и мед. обслуживании (см.Дом-интернат). Координируют их деятельность, независимо от ведомственной подчиненности органы С. о. , а контроль за качеством мед. обслуживания престарелых и инвалидов, проживающих в домах-интернатах, соблюдением сан.-эпид. режима в этих учреждениях и оказание специализированной мед. помощи осуществляют органы здравоохранения в установленном порядке.

Органы социального обеспечения ведут также большую работу по трудоустройству инвалидов в соответствии с трудовыми рекомендациямиврачебно-трудовых экспертных комиссий (см.), без к-рых руководители предприятий и учреждений не имеют права предоставлять работу инвалидам III группы. На многих предприятиях народного хозяйства, предназначенных для трудового устройства инвалидов, создаются специальные цеха для работы инвалидов, лиц, страдающих туберкулезом, нервно-психическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями и инвалидов по зрению. При необходимости инвалидам создаются условия для работы дома. Врачи-эксперты и средние медработники ВТЭК совместно с представителями профкомов, врачами леч.-проф. учреждений и работниками С. о. осуществляют контроль за соблюдением администрацией трудовых рекомендаций и проведением эффективных мер по социально-трудовой реабилитации инвалидов.

Инвалидам-слепым, работающим на государственных предприятиях, установлен 6-часовой рабочий день и ежегодный отпуск сроком 24 рабочих дня. При сдельной работе этим инвалидам нормы выработки по сравнению с установленными снижаются на 25%, а расценки повышаются на 35,3% по сравнению со сдельными расценками.

Наряду с постоянным функционированием системы С. о. в СССР неуклонно осуществляется широкая система социально-экономических и медицинских мероприятий, способствующих повышению уровня охраны здоровья населения, высокого уровня трудоспособности, здоровья п долголетней активной жизни граждан, предупреждения и снижения заболеваемости, дальнейшего сокращения инвалидности и снижения смертности, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье граждан. Важная роль в реализации этих задач принадлежит органам здравоохранения.

Гармоническое развитие социалистической экономпки и постоянное повышение уровня жизни всех членов социалистического об-ва предполагает наряду с повышением уровня жизни трудоспособной части населения неуклонное улучшение материального положения лиц, оставивших работу в результате потери трудоспособности, вследствие инвалидности или преклонного возраста, а также лиц, не достигших еще трудоспособного возраста. Создание соответствующих систем С. о., отвечающих интересам всего населения, является характерной чертой и преимуществом социалистического общества.

См. такжеСоциальное страхование.

Таблица. ДИНАМИКА РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЧИСЛА ЛИЦ, ОБЕСПЕЧИВАЕМЫХ ПЕНСИЯМИ И ПОСОБИЯМИ (1960—1980 гг.)

Виды расходов и обеспечиваемые контингенты

Показатели

1960

1970

j 1 980

Расходы на социальное обеспечение и социальное страхование, млрд. руб.

9,9

22,8

45,6

в том числе:

пенсии

7,1

16,2

3 3,3

пособия

2,6

6,1

10,9

Доля расходов на социальное обеспечение в составе общественных фондов потребления, %%

3 6,3

35,6

39,1

Число лиц, получавших пенсии, млн. чел.

21 ,9

41,3

50,2

в том числе пенсии по возрасту

5 , 4

24 , 9

3 4,0

Доля пенсионеров в общей численности населения, %%

10,1

16,9

18,8

Библиография: Анаркан В. А. Обеспечение ветеранов труда в СССР, М., 1965; Зайцев JI. И. и Раш и нов И. Д. Социальное обеспечение колхозников, М., 1972; Л а н ц е в М. С. Социальное обеспечение в СССР, М., 1976; Ленинские декреты о социальном обеспечении, сост. М. Л. Захаров и др., М., 1972; Социальное обеспечение и страхование в СССР, сост. М. Л. Захаров и В. М. Писков, М., 1979.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиересурс матрица судьбы