СУДОСТРОЕНИЕ — отрасль тяжелой промышленности, производящая постройку и ремонт судов всех назначений, а также выпуск запасных частей для них.

К основным технологическим процессам современного С. относятся: сборка отдельных элементов судна и монтаж оборудования, производимые, как правило, в закрытых помещениях, и последующая достройка судна на плаву. Главные производственные цеха судостроительного завода — корпусный, котельный, механосборочный, дизельный, трубопроводный, инструментальный, деревообрабатывающий, доковый.

С. является комплексной отраслью народного хозяйства, в к-рой применяются наиболее современные технологические процессы. Электросварка — важнейший элемент сборочного цикла, проводится в сборочно-сварочных цехах и непосредственно на судне. Основные виды сварки в С.— ручная электродуговая, полуавтоматическая и автоматическаясварка (см.) под слоем флюса, сварка в среде инертных газов (в основном в среде двуокиси углерода и в меньшей степени — аргона и гелия).

На первых этапах постройки судна работы проводятся в цехах или на открытом воздухе. По мере готовности судна рабочие места внутри судна (в отсеках, цистернах, между-донных пространствах, трюме и т. д.) становятся труднодоступными, что определяет своеобразие условий труда.

Особенность производства — влияние на организм рабочих микроклимата при работе на открытом стапеле и в доке. В южных р-нах в результате действия солнечной радиации металлические поверхности судна нагреваются до 60°, что может повысить температуру воздуха в замкнутых помещениях до 49—53°. Сильные ветры и колебания относительной влажности воздуха также создают предпосылки для развития теплового дискомфорта. Трудность обеспечения эффективной вентиляции замкнутых пространств вынуждает использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания, глаз и кожи.

При сварке воздушная среда загрязняется мелкодисперсным сварочным аэрозолем, парами марганца, фтористого водорода, окиси углерода, озона, окислов азота и других веществ в концентрациях, нередко превышающих предельно допустимые в десятки раз; сварщики на рабочих местах подвергаются также воздействию лучистого тепла, инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Уровень воздействия указанных неблагоприятных производственных факторов значительно возрастает при сварке в замкнутых помещениях и последовательно снижается при переходе от ручной сварки к полуавтоматической и автоматической сварке под слоем флюса, при сварке в среде инертных газов, а также при использовании неплавких вольфрамовых электродов вместо плавких стальных. Загрязнение воздушной среды происходит также при шлифовальных и зачистных работах в процессе газовой резки металлов, при к-рой в воздух выделяется пыль, содержащая соединения марганца, меди, цинка, свинца, в связи с чем возможны случаи медно-литейной лихорадки (см. Литейная лихорадка).

Проведение окрасочных работ связано со значительным загрязнением воздушной среды токсичными компонентами лакокрасочных материалов, особенно при пульвери-зационной окраске. При работе с пластмассами воздушная среда, открытые поверхности тела и спецодежда могут загрязняться стиролом (см.), при механич. обработке стеклопластиков воздух загрязняется пылью пластмасс и стекловолокна.

При сборке судов и судовых конструкций применяют более 70 типов различных пневматических инструментов (шлифовальные, сверлильные, рубильно-чеканные, наждачные, гайковерты и др. преимущественно вращательного и ударного действия, весом от 0,44 до 35 кг), требующих значительного статического усилия для их удержания. Указанный инструмент является источником местной вибрации (см.), превышающей предельно допустимые уровни в 1V2 — 2V2 раза, и шума (см.) с максимумом в области высоких и средних частот, значительно превосходящего предельно допустимые уровни при работе в замкнутых помещениях. Действие этих факторов усугубляется высокими параметрами вибрации судовых конструкций, превышающими предельно допустимые уровни в десятки раз. Недостаточная высота помещений (от 60 до 112 см) обусловливает неудобство рабочей позы (лежа на спине и животе, стоя на коленях, на корточках, в согнутом положении), что приводит к перенапряжению опорно-двигательного аппарата. Вынужденное соприкосновение с нагретыми или холодными, в зависимости от времени года, металлическими поверхностями судна может привести к охлаждению (см. Охлаждение организма) или перегреванию организма (см.). Низкая производительность труда при нанесении покрытий кистью является причиной длительного нахождения в вынужденной позе в зоне окраски, что может способствовать развитию заболеваний костно-мышечной системы.

Среди рабочих основных профессий наиболее высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности выявлена у котельщиков, корпусников, слесарей по судоремонту и маляров. Из хрон. заболеваний наиболее распространены патология сердечно-сосудистой и нервной системы, жел.-киш. тракта и JIOP-органов.

Вследствие воздействия вредных производственных факторов у сварщиков иногда регистрируются пневмокониозы (см.Пневмокониозы), интоксикации марганцем (см.Марганец), окисью углерода (см.Окись углерода) и другими веществами, электроофтальмия (см.Офтальмия), термические ожоги тела (см. Ожоги).

У рабочих, занятых на сборке судовых конструкций, особенно у рубщиков, реже у судосборщиков и маляров, возможно развитие полиневрита (см.) верхних конечностей, дистрофических процессов в локтевых суставах, функциональных расстройств ц. н. с., гипертонической болезни (см.), а также профессиональной тугоухости (см.Тугоухость), вибрационной болезни (см. Вибрационная болезнь), дефорхмирующего артроза (см. Артрозы).

Воздействие растворителей, пигментов и других токсических компонентов может приводить к профессиональным отравлениям (см.) и заболеваниям, характеризующимся расстройствами нервной системы, изменениями крови и внутренних органов, раздражением кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз (см. Малярные работы, Растворители).

Профилактические мероприятия по оздоровлению условий труда в С. должны носить комплексный характер. Важным направлением является создание новых автоматических и полуавтоматических технологических процессов, приборов и оборудования с дистанционным управлением (сварочные автоматы, зачистные и окрасочные бортовые полуавтоматы, днищевые машинки и др.); внедрение новых типов аппаратов безвоздушного распыления покрытий — «Спрут», «Ерш», «Кальмар», «Тон», БР, БР-ВД, «Факел», «Луч»; модернизация рубильных молотков и т. д. Большое значение имеет замена высокотоксичных веществ менее токсичными аналогами: ограничение применения свинцовых пигментов и замена их цинковыми, титановыми и др.; замена ароматических углеводородов, применяемых в качестве органических растворителей, сольвент-нафтом; внедрение водоэмульсионных красок типа Э-ВА-27, алкидных красок типа ПФ-218 ХС для окраски внутренней поверхности кают, создание новых бесстирольных полиэфирных смол марок НПС-609-21М и НПС-609-22М для постройки судов из стеклопластика. Перспективой развития окрасочных работ в С. является переход на безвоздушное распыление лакокрасочных материалов, при к-ром загрязнение воздушной среды по сравнению с пульверизационным методом может уменьшаться в 10—20 раз. Запрещено пульверизационное нанесение лакокрасочных материалов, содержащих соединения свинца, сурьмы, мышьяка, ртути, меди, хрома, эпоксидные смолы, каменноугольный лак, хлорированные углеводороды и метанол, перхлорвини-ловые, стирольные и фенольные смолы. Существенными моментами в оздоровлении условий труда следует считать внедрение электродов, содержащих пониженное количество марганца, универсальных электродов АНО-7 вместо УОНИ-13, рути-ловых электродов и флюсов марок ЭН Т-5 и ЭНТ-7; использование спец-проволоки марки ЭП-245 (0,9 — 1,2% Мп) и ЭП-589 (2% Мп) вместо проволоки марки ЭП-521 (6% Мп); создание малотоксичных сварочных флюсов взамен флюса ОСЦ-45.

Составной частью комплексной программы профилактики является устройство эффективной вентиляции (см. Вентиляция). При сварке и окраске крупногабаритных конструкций целесообразна установка всасывающих вентиляционных панелей, расположенных на подъемно-поворотных устройствах. Для работы в замкнутых помещениях разработаны легкие малогабаритные вентиляционные отсосы, совмещенные в единой конструкции с рабочим инструментом.

При невозможности достижения гиг. нормативов обязательно применение средств индивидуальной защиты органов дыхания, слуха, глаз и кожи — противопылевых респираторов ШБ-1 «Лепесток», «Астра-2» (см. Респираторы), изолирующих дыхательных аппаратов с принудительной подачей воздуха, противошумных вкладышей (см. Беруши), антифонов (см. Противошумы), защитных очков (см.), защитных дерматологических средств (см. Пасты защитные), пленочных перчаток из поливинилового спирта и фторсопо-лимерного латекса, спецодежды из пыленепроницаемых тканей и других средств (см. Одежда специальная).

В качестве профилактики интоксикаций соединениями свинца, хрома, марганца, фтора и неблагоприятного влияния шума на организм работающего целесообразна витаминизация пищи витаминами А, С, В2, В6, PP. Глутаминовая к-та может служить средством профилактики токсических поражений нервной системы, серосодержащие аминокислоты — препятствовать вредному действию бензола, соединений мышьяка, ртути, свинца, а также развитию токсических гепатитов. Введение пектинов, экстрактов лука и чеснока показано при угрозе интоксикации тяжелыми металлами.

В законодательном порядке в ряде профессий, а также на нек-рых работах с тяжелыми и вредными условиями труда запрещается применение труда женщин (ручная газо- и электросварка в закрытых емкостях; работы сверловщика, пневматика, выполняющего работу пневмоинструментом, передающим вибрацию на руки работающего; малярные работы и работы по очистке старой краски в цистернах, тепловых ящиках и других труднодоступных участках судов и др.).

Важное значение имеет проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров (см. Медицинский осмотр, Профессиональный отбор).

Библиография: Иванникова Т. Ф. и Ф и а л к о в с к а я Т. А. Безопасность труда при нанесении лакокрасочных покрытий в машиностроении, М., 1981; К о р ю к а е в Ю. С. Производственная санитария в судостроении, Л., 1969; Сандрацкая С. Э. Вопросы гигиены и токсикологии при применении лакокрасочных материалов в судостроении и судоремонте, Гиг. труда и проф. заболев., № 1, с. 40, 1970, библиогр.; Ш т e p е н-г а р ц Р. Я. Гигиена труда в производствах по нанесению лакокрасочных покрытий, М., 1974.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеразбор матрица судьбы