СУРДОПЕДАГОГИКА (лат. surdus глухой + греч. paidagogike искусство воспитания) — раздел педагогики, занимающийся вопросами воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.

В становлении С. большое значение имели работы итал. философа Кардано (G. Cardano), исп. исследователя Бонета (J. P. Bonet), англ. математика Уоллиса (традиц. Валлиса, J. Wallis, 1616—1703), голл. врача Аммана (J. С. Amman), нем. дефектолога Гейнике (S. Heinicke), русского сурдопедагога Г. А. Гурцова. Первые институты и школы для глухих были созданы в Париже (1770), Лейпциге (1778), Павловске (1806). Развитие С. в нашей стране связано с именами H. М. Лаговского, Н. А. Рау, Ф. А. Рау, А. И. Дьяч-кова, Л. С. Выготского, С. А. Зыкова, Р. М. Боскис, Ф. Ф. Рау, И. М. Соловьева, Т. А. Власовой.

Основными задачами С. являются: определение путей компенсации недостатков слуха, формирование речи, развитие словесно-логического мышления, вооружение детей необходимыми знаниями, подготовка их к общественно полезному труду. С. решает проблему среднего образования глухих. В СССР осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными нарушениями слуха и речевого развития.

Эффективность решения проблем С. зависит от достижений медицины, языкознания, акустики, радиоэлектроники и психологии. Разработанная дидактическая система предметно-практического обучения глухих и слабослышащих детей способствует развитию их речи, мышления и волевых качеств. Важное место в С. занимает формирование у детей с дефектами слуха устной, письменной, а также дактильной речи. При обучении применяют различные полисенсорные методы, основанные на зрительном и тактильном восприятии, технические средства — звукоусиливающая аппаратура (см.Сурдотерапевтическая аппаратура), приборы видимой речи и др. Обучение проводится в специальных дошкольных учреждениях, школах для глухих и слабослышащих, а также в сурдологопедических кабинетах, организованных при крупных б-цах и поликлиниках.

Ведущими центрами С. в СССР являются НИИ дефектологии АПН СССР, Украинский НИИ педагогики (Киев), НИИ психологии (Киев), кафедры сурдопедагогики Московского и Ленинградского педагогических ин-тов.

См. такжеДефектология.

Библиография: Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку, М., 1977; Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, М., 1971, библиогр.; Марциновская E. Н., H е с т e р о в и ч Т. В. и Зыкова Т. С. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих, М., 1980; Метт А. И. и Никитина Н. А. Зрительное восприятие устной речи, М., 1974; Сурдопедагогика, под ред. А. И. Дьячкова, М., 1963; Я р м а ч е н-к о М. Д. IcTopin сурдопедагопки, Кшв, 1975.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеквадраты матрицы судьбы