Сюй гуа чжуань — единственный текст в «Переменах», который объясняет связь гексаграмм. Однако это объяснение требует критического к нему отношения.Во-первых, в комментарии «Си цы чжуань» говорится, что «Перемены» — это такая книга, в которой целиком наличествует широкое и высокое» [«Си цы чжуань» II.10]. То есть «Перемены» имеют объемное построение со сложной связью гексаграмм. Здесь же, в комментарии «Сюй гуа чжуань», гексаграммы даются в линейной последовательности.Во-вторых, связь гексаграмм выстраивается только по значениям их наименований без учета парного сочетания гексаграмм, их «нечетных» и «четных» позиций, соотношения триграмм в гексаграммах и т. д. В основу связи положено рождение вещей и их движение в природно-социальном пространстве.В-третьих, «Сюй гуа чжуань» можно принять за конфуцианское школьное упражнение по соединению гексаграмм. Перед «учеником» ставилась задача каким-то образом связать гексаграммы, и он, в соответствии со значениями их наименований, придумывал подходящие связи. Например, Небо и Земля (в «Переменах» символизируются гексаграммами Цянь и Кунь) порождают вещи, те скапливаются в мировом пространстве, и их состояние осмысливается в значении наименования гексаграммы Чжунь (Начальная трудность), но вещи еще не развиты, и потому их бытийственное самочувствие передается посредством значения наименования следующей гексаграммы — Мэн (Недоразвитость) и т.д. Вероятно, если бы гексаграммы имели другие наименования, то «ученик» отыскал бы между ними и другие связи. «Сюй гуа чжуань» как раз и интересен авторским оперированием с «Переменами». С одной стороны, это характеризует свободу мышления конфуцианского субъекта, с другой — отражает попытку конструирования собственного мировоззрения на основе архетипической конструкции гексаграмм.[№ 1, № 2] Образовались Небо и Земля, после этого мириады вещей стали нарождаться.[№ 3] То, что заполняет пространство между Небом и Землей, — лишь мириады вещей, поэтому принимаются они [гексаграммой] Чжунь (Начальная трудность) [Скопление]. Чжунь — заполнение, Чжунь — начало рождения вещей.[№ 4] Вещи рождаются непременно неразвитыми, поэтому принимаются они [гексаграммой] Мэн (Недоразвитость). Мэн — это неразвитость, это самое раннее детство вещей.[№ 5] О раннем детстве вещей нельзя не заботиться, поэтому принимаются они [гексаграммой] Сюй (Необходимость ждать). Сюй — это Дао питья и еды.[№ 6] За питье и еду непременно ведется тяжба, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Сун (Тяжба).[№7] В тяжбе непременно есть то, что поднимает массы [вещей], поэтому принимаются они [гексаграммой] Ши (Войско). Ши — это массы [вещей].[№ 8] В массах непременно есть то, что сближает, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Би (Приближение). Би — это сближение.[№ 9] В сближении непременно присутствует воспитание, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Сяо чу (Воспитание мальм).[№ 10] Вещи воспитываются и обретают нормы поведения, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Ли (Поступь).[№ 11] Ступая, расцветают и затем достигают умиротворенного пребывания, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Тай (Расцвет). Тай — это беспрепятственное прохождение.[№ 12] Вещи не могут всегда беспрепятственно проходить, поэтому принимаются они [гексаграммой] Пи (Упадок) [Преграда].[№ 13] Вещи не могут без конца стоять перед преградой, поэтому принимаются они [гексаграммой] Тун жэнь (Единомышленники).[№ 14] Вещи непременно переходят к тем, кто заодно с другими, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Да ю (Обладание великим).[№15] Обладающего великим невозможно наполнить, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Цянь (Смирение).[№ 16] При обладании великим и способности быть смиренным непременно появляется вольность (предусмотрительность), поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Юй (Вольность) [Предусмотрительность].[№ 17] Вольность [Предусмотрительность] непременно обладает последовательностью, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Суй (Последование).[№ 18] Кто с радостью следует за другими, непременно получит дело, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Гу. (<Исправление> порчи) [Обольщение]. Гу — это дело.[№ 19] Получив дело, впоследствии можно стать великим, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Линь (Посещение). Линь — это великое/большое.[№ 20] Став большими, вещи затем могут быть созерцаемы, поэтому принимаются они [гексаграммой] Гуань (Созерцание).[№ 21] Став созерцаемыми, [вещи] затем обретают то, что смыкает [их] парами, поэтому принимаются они [гексаграммой] Ши хо (Стиснутые зубы). [Ши] хо — это смыкание.[№22] Вещи не могут только смыкаться и всё, поэтому принимаются они [гексаграммой] Би (Убранство). Би — это наряд.[№ 23] Надев наряд, затем расцветают и истощаются, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Бо (Разорение). Бо — это разорение.[№ 24] Однако вещи не могут вовсе истощиться, само разорение иссякает вверху и затем поворачивав вниз, поэтому принимаются они [гексаграммой] Фу (Возврат).[№ 25] Хотя это и возврат, но беспорочный, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] У ван (Беспорочность).[№ 26] Обретают беспорочность, а затем могут воспитываться, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Да чу (Воспитание великим).[№ 27] Вещи воспитываются, а затем могут вскармливаться, поэтому принимаются они [гексаграммой] И (Питание). И — это вскармливание.[№ 28] Если не вскармливать, не смогут двигаться, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Да го (Переразвитие великого).[№ 29] Однако вещи не могут без конца переразвиваться, поэтому принимаются они [гексаграммой] Кань ((Двойная) бездна) [Яма]. Кань — провал в яму.[№ 30] Но в провале непременно есть то, что придает блеск, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Ли (Сияние). Ли — это блеск.[№31] Образовались Небо и Земля, после этого образуются мириады вещей. Образовались мириады вещей, после этого образуются мужское и женское. Образовались мужское и женское, после этого образуются мужи и жены.Образовались мужи и жены, после этого образуются отцы и дети.Образовались отцы и дети,после этого образуются правители и подданные.Образовались правители и подданные,после этого образуются верхи и низы.Образовались верхи и низы,после этого образуется то, что упорядочивает ритуал и долг.[№ 32] Дао мужей и жен не может быть недолговечным, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Хэн (Постоянство). Хэн — это долговечность.[№ 33] Вещи не могут вечно пребывать на одном месте, поэтому принимаются они [гексаграммой] Дунь (Бегство). Дунь — это убегание от своего места.[№ 34] Вещи не могут без конца убегать, поэтому принимаются они [гексаграммой] Да чжуан (Великая мощь).[№ 35] Вещи не могут всегда быть мощными, поэтому принимаются они [гексаграммой] Цзинь (Восход). Цзинь — это продвижение вперед.[№ 36] Однако в продвижении вперед есть непременно то, что поражает, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Мин и (Поражение света). И — это поражение.[№ 37] Поражение, нанесенное вовне [дома], непременно обращается на твой дом, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Цзя жэнь (Домашние).[№ 38] Дао дома иссякает, и непременно начинается разлад, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Куй (Разлад). Куй — это разлад.[№ 39] Но и у разлада непременно наступает трудность, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Цзянь (Препятствие). Цзянь — это трудность.[№ 40] Однако вещи не могут постоянно испытывать затруднение, поэтому принимаются они [гексаграммой] Цзе (Разрешение). Цзе — это расслабление.[№41] Но и у расслабления непременно имеются некие утраты, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Сунь (Убыль).[№ 42] Непрерывное убывание непременно приводит к приумножению, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] И (Приумножение).[№ 43] Непрерывное приумножение непременно приводит к прорыву, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Гуай (Выход). Гуай — это прорыв.[№ 44] Но прорыв непременно встречает некую преграду, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Гоу (Перечение). Гоу — это встреча.[№45] Вещи друг с другом встречаются и затем скапливаются, поэтому принимаются они [гексаграммой] Цуй (Воссоединение). Цуй — это скопление.[№46] Те, что скапливаются и поднимаются вверх, называются поднимающимися, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Шэн (Подъем).[№ 47] Бесконечный подъем непременно истощается, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Кунь (Истощение).[№ 48] То, что истощается при подъеме вверх, непременно возвращается вниз, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Цзин (Колодец).[№ 49] Дао колодца не может не изменяться, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Гэ (Смена).[№ 50] Из того, что изменяет вещи, нет ничего лучше жертвенника, поэтому принимаются они [гексаграммой] Дин (Жертвенник).[№ 51] Из тех, кто ведает ритуальными сосудами, нет никого лучше старшего сына, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Чжэнь (Возбуждение) [Старший сын]. Чжэнь — это движение.[№ 52] Вещи не могут непрестанно двигаться, их останавливают, поэтому принимаются они [гексаграммой] Гэнь (Хребет) [Гора]. Гэнь — это остановка.[№ 53] Вещи не могут вечно стоять, поэтому принимаются они [гексаграммой] Цзянь (Течение). Цзянь — это продвижение вперед.[№ 54] При продвижении вперед непременно находят приют (гуй), поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Гуй мэй (Невеста).[№ 55] Тот, кто находит себе приют, непременно становится великим, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Фэн (Изобилие). Фэн — это великое.[№ 56] Кто истощает великое, непременно теряет свою обитель, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Люй (Странствие).[№57] Странствующие нигде не находят пристанища, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Сюнь (Проникновение) [Ветер]. Сюнь — это вхождение.[№ 58] Входят, а потом испытывают радость от этого, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Дуй (Радость) [Водоем]. Дуй — это радость.[№ 59] Радуются, а потом расходятся, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Хуань (Раздробление). Хуань — это расставание.[№60] Но вещи не могут лишь расставаться, поэтому принимаются они [гексаграммой] Цзе (Ограничение).[№61] Ограничиваются и верят в это, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой| Чжун фу (Внутренняя правда) [Срединная вера].[№ 62] Тот, кто обрел в себе веру, непременно претворит ее в жизнь, поэтому принимаются они (вещи) [гексаграммой] Сяо го (Переразвитые малого).[№63] Вещи, достигшие переразвитая, непременно приходят к концу, поэтому принимаются они [гексаграммой] Цзи цзи (Уже конец).[№ 64] Но вещи не могут истощиться, поэтому принимаются они [гексаграммой] Вэй цзи (Еще не конец). На том и конец.
Дао благородного мужа — главенствовать,Дао маленького человека — страдать.