Вес картины Таро подписаны словами — Фокусник, Папесса, Императрица и так далее, — и только Аркан XIII намеренно оставлен без подписи, как будто средневековые художники из отвращения отказались дать имя скелету с косой, урожай которого состоит из человеческих голов. Значит ли это, что они отказывались видеть в этом вселенском разрушителе эфемерных форм только лишь Смерть? Похоже, они считали, что существует одна только Жизнь, и не верили ни в Смерть, ни в Небытие, То, что существует, может изменять свой внешний вид, но никогда не разрушается и не исчезает, все сущее бесконечно изменяется под воздействием великого преобразователя, которому обязаны своим происхождением индивидуальные существа. Растворяя использованные формы, которые более не отвечают своему предназначению, этот агент производит омолаживающее действие, поскольку высвобождает энергии и помогает им войти в новые живые комбинации. Таким образом, своим эфемерным существованием мы обязаны тому, что называем Смертью. Она дает нам возможность появиться на свет и ведет нас только к возрождению.
В Таро существует точное соответствие между первыми элементами 2-го и 5-го Тернеров, то есть Арканами IV и XIII. Аркан IV (Император) символизирует Серу Алхимиков , то есть внутренний огонь, активный принцип индивидуальной жизни. Топливо, которым питается в нас этот огонь, постепенно истощается, вот почему он со временем ослабевает и в конце концов гаснет — именно это мы называем Смертью (Аркан ХIII). Но в действительности Смерть ничего не гасит, а лишь высвобождает энергии, придавленные весом материи, которая по мере старения человека делается все более инертной. Смерть не убивает, а, напротив, воскрешает, растворяя то, что более не может жить. Без ее вмешательства жизнь истощилась бы до такой степени, что ничем не отличалась бы от той смерти, которую представляет себе большинство людей. Так что Аркан XIII совершенно оправданно соответствует активному творцу вселенской и вечной жизни. Динамизм и цикличность этой жизни символизирует Умеренность (Аркан ХIV), а ее статическое накопление — Дьявол (Аркан XV).
Непосвященный должен умереть, чтобы возродиться для высшей жизни, которую дарует Посвящение. Он должен убить в себе несовершенство, ибо оно препятствует развитию. Умение умирать, следовательно, есть великая тайна Посвященного, так как в смерти он освобождается от всего низменного, чтобы впоследствии возвыситься. Настоящий мудрец постоянно заставляет себя умирать, чтобы лучше жить. Ему вовсе не обязательно подвергать себя суровым и бесплодным ограничениям аскетизма, но если он хочет обрести полную интеллектуальную самостоятельность, ему следует расстаться со своими привычными и любимыми предрассудками, а также прежним образом мышления. Чтобы родиться для свободной мысли, нужно черев смерть избавиться от всего, что мешает полной объективности и беспристрастности суждений. Эта добровольная смерть требуется от каждого франкмасона, чтобы он, стуча в двери Храма, мог сказать о себе рожден свободным. К сожалению, этот символизм известен очень немногим и чаще всего посвящаемый не имеет ни малейшего понятия об истинном смысле его прохождения через погребальный склеп, называемый Храминой размышлений.
В алхимии вещество, которое должно послужить основой для получения философского камня, — иными словами, новичок, которому предстоит пройти посвящение, — тоже обречено на смерть Помещенное в герметично закрытый сосуд, то есть изолированное от всех оживляющих внешних воздействий, это вещество умирает и разлагается. Так появляется черный цвет, или ворон Сатурна, который считается хорошим предзнаменованием для начала Великого Делания.
Если не видишь самым первым, прежде всех остальных цветов, черный цвет, знай, что ты ошибся в своем делании и нужно все начинать сначала! — так Николя Фламель, в полном согласии со всеми философами-герметистами, призывает будущего адепта удалиться от мира и умереть для мирского легкомыслия, чтобы ступить на путь последовательных трансмутаций, который ведет к истинному посвящению.
Последнее, кстати, предполагает даже две смерти подряд Первой смертью оканчивается этап развития, аналогичный периоду инкубации птенца, в конце которого он пробивает скорлупу и появляется на свет. Посвященный должен уйти во тьму Философского Яйца и замкнуться в себе, чтобы подготовиться к завоеванию света и свободы Нужно умереть в мрачной темнице, чтобы родиться для жизни, полной независимости и света.
Завоеванная новая жизнь не имеет ничего общего с почиванием на лаврах: она предполагает непрерывный, но плодотворный и славный труд, вознаграждением за который становится вторая смерть. Не удовлетворяясь избавлением от своих самых грубых оболочек, в этот раз адепт умирает еще глубже и полнее, чем в начале посвящения, — умирает для самого себя, для своей индивидуальности, своего укоренившегося эгоизма. Тем не менее это не отречение аскета, не безразличие к своей судьбе и судьбе других людей. Как дважды умерший адепт может пренебрегать людьми, если он воскресает только для того, чтобы служить им? Он соединяется с Великим Сущим, часть которого живет в каждом из нас, только для того, чтобы поделиться своей бесконечной любовью. Совершенного мудреца легко узнать: он вкладывает в любовь весь свой пыл, до полного самозабвения. Тот, кто достиг этого великодушия и бескорыстия, получает в свое распоряжение огромную силу и философский камень, но только вторая посвятительная смерть может открыть ему путь к вершинеВопреки обычаю, Косарь Таро косит слева направо, поэтому в его силуэте легко угадывается еврейская буква Мем . Черенок косы красный, ибо Смерть повелевает огнем, который пожирает то, что истощилось и иссохло, солому, в которой больше не циркулирует жизненный сок. Обратим внимание, что кости скелета не белые, а розовые, как живая человеческая плоть, способная чувствовать и сострадать, На самом ли деле этот разрушающий и растворяющий Рок способен на всю ту жестокость, которую ему приписывают? Коса возвращает человеческие тела в землю, отсекая головы, руки и ноги, а та с жадностью их поглощает. На лицах мертвецов сохраняются осмысленные выражения, как будто их головы продолжают жить собственной жизнью. На правой голове видна корона, символ господства разума и воли, от которых никто не отрекается даже в смерти. Черты женского лица, изображенного слева, нисколько не утратили своего очарования, ибо любовь не умирает и душа продолжает любить даже за последней чертой. Руки, которые торчат из земли, готовы к работе, то есть Делание невозможно прервать, а ноги, которые виднеются среди зеленых побегов, символизируют непрекращающееся движение идей и мыслей. Исчезновение отдельных индивидуумов нисколько не вредит делу, которым они занимались: ничто не прекращается, все продолжается!
Шива забрал у Вишну дарованную Брахмой жизнь не для того, чтобы ее уничтожить, а для того, чтобы омолодить. Как Сатурн подрезает древо жизни, чтобы ускорить в нем бег жизненных соков, так некий гений обновления регулярно подрезает человечество, заботясь о его жизненной силе и плодовитости. Посвященный легко узнает в нашем ухмыляющемся Косце ту силу, без которой невозможен Прогресс, и потому не испытывает ни малейшего страха при его приближении. Для того чтобы пройти посвящение, нужно примириться со Смертью, ибо она есть величайшая Освободительница. Приближаясь к краю могилы, Мудрец не жалеет о прошлом; он легко примиряется со старостью и радостно ожидает момента, когда порвутся все путы, удерживающие его дух в плену у материи Когда все страсти в человеке успокаиваются, его ум обретает большую свободу и трезвость, которые способны сделать его ясновидцем и даже пророком Привилегии Мастерства открываются старцу, который смог сохранить молодым свое сердце, ибо сила Мастера основана на сострадании У него не остается иных сил, кроме силы любви, но он умеет любить беззаветно. Используя всю энергию своей души, он получает в свое распоряжение Силу, Которая Превосходит Все Остальные Силы, а также подлинный философский камень, способный творить чудеса Единой Вещи. Счастлив тот, кто избавился от всех низменных влечения, но сохранил внутренний огонь и великодушие, ибо этот человек умер, чтобы родиться для жизни более возвышенной и прекрасной. Если он христианин, в нем произошло пасхальное воскресение; если он франкмасон, то может с полным правом называть себя Сыном Разложения, поскольку он уже разложился в склепе Хирама и оставил там все, что мешало его духовному развитию.
На небе нет ничего, что соответствовало бы Смерти. Единственным врагом жизни, или, по меньшей мере, временно живущих форм, можно было бы назвать Полярного Дракона. Это ненасытный пожиратель всего отжившего; в нем растворяется все, что должно возвратиться в хаос и потом обрести новую форму. Геркулес (Аркан IV) встретился с этим чудовищем в Саду Гесперид, где оно охраняло золотые яблоки. Но эта ужасная на вид рептилия способна помешать только непосвященным, которые недостойны приблизиться к сокровищу тайного знания; перед посвященным же, который прошел через смерть и воскресение, она смиренно отступает.
13 аркан. Прорицательные толкования
Преобразующее начало, которое обновляет все сущее. Неотвратимая необходимость. Неизбежная эволюция. Вечное движение, которое противостоит любым остановкам, любой определенности и неизменности, то есть всему, что по-настоящему мертво. Дух Развития (Святой Дух гностиков). Параклет-Утешитель, который вызволяет дух из-под гнета материи. Освобождение. Одухотворение. Дематериализация. Шива.
Избавление от иллюзий. Глубина ума и проницательность. Восприятие реальности, не замутненное поверхностными чувствами. Абсолютная ясность суждений. Полное посвящение. Посвятительная смерть. Отстраненность. Аскетизм. Непреклонность. Стойкость. Сила трансмутации, способная восстанавливать испорченную среду. Мастерство.
Необходимый и неизбежный конец. Рок, Неудача, в которой нет вины пострадавшего. Коренное преобразование Обновление. Наследие. Влияние умерших. Атавизм. Некромантия. Спиритизм.
Уныние, траур, печаль, старость, дряхлость, гниение, разложение, распад, растворение
– Это топливо, питающее жизненный огонь, соответствует Влажному радикалу герметистов.^
описание матрицы судьбы^^
Арканы в Таро:
Массимилиано Филадоро 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Папюс 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
М.С. Бушуев1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
А. Костенко 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
А.А. и А.Г. Котельниковы 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Герд Циглер 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Даниела Крис 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Джейн Лайл 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Лариса Мун 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Мишель Моран1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Мэри Грир 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Освальд Вирт 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
П. Скотт Голландер 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Сандра Табата Цицеро и Чик Цицеро 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Стюарт Р. Каплан 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Тереза Френсис 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Эндрю Тэйвас 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Энни Лайоннет 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0