ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ РЕАКЦИИ — поведенческие акты человека и животных, направленные на удовлетворение доминирующих биологических и социальных (для человека) или только биологических (для животного) потребностей и заканчивающиеся полезным приспособительным для индивида или сообщества результатом.
К. В. Судаков (1984) выделяет четыре группы полезных приспособительных результатов целенаправленных реакций. Первую группу составляют внутренние константы организма, взаимосвязанные гомеостатические показатели, определяющие его нормальный метаболизм (см. Гомеостаз). Такими показателями являются содержание в организме питательных веществ (см. Обмен веществ и энергии), воды и электролитов (см. Водно-солевой обмен), уровень кровяного давления (см.), температуры (см. Терморегуляция) и др. Вторую группу составляют результаты активного взаимоотношения организма с окружающей средой, направленные на удовлетворение внутренних биол. потребностей и на сохранение вида. К числу таких полезных результатов целенаправленных реакций относятся нахождение пищи голодными животными или избегание ими опасности (см. Защитные реакции организма), репродуктивная деятельность и др. Третью группу составляют результаты групповой деятельности животных и человека, направленные на удовлетворение их биологических потребностей. Четвертую группу составляют результаты социальной деятельности человека.
Роль целенаправленных реакций в жизнедеятельности животных велика, так как без них невозможно приспособление живых организмов к окружающей среде (см. Приспособление).
Определенную трудность в изучении целенаправленных реакций представляет проблема «цели». Еще И. П. Павлов предпринял попытку раскрыть процесс формирования «цели» с позиций рефлекторной теории (см.).
Изучение вопроса о механизмах, обеспечивающих постановку цели, проводят с различных позиций. В частности, их изучение осуществляют с позиции классической рефлекторной теории (работы Э. А. Асратяна и сотр.). Этологи, изучающие генетику поведения, основное внимание уделяют врожденным механизмам целенаправленных реакций; сторонники экологического подхода решающую роль отводят окружающей среде в формировании целенаправленных реакций. О влиянии на формирование целенаправленных реакций как внутренних факторов, так и окружающей организм внешней среды говорят бихевиористы (см.Бихевиоризм).
Природа принятия решения, формирования цели поведения рассматриваются с точки зрения психологических теорий — 1) психофизической и информативной; 2) когнитивной и «целевой». Достижения экспериментальной психологии (см.) способствовали развитию представлений об установках. Если в 30-е годы 20 века установка рассматривалась как фактор готовности субъекта к действию, то в современной теории установки отмечается, что установка отражает только определенную, хотя и первостепенно важную, особенность всякой приспособительной деятельности, а именно ее конкретную направленность. Разработаны также многочисленные социологические теории для объяснения целенаправленных реакций человека.
Рассмотрение целенаправленных реакций животных с позиции теории функциональных систем (см.) позволило П. К. Анохину вскрыть физиологический смысл «принятия решения»:1) «принятие решения» является результатом афферентного синтеза (см.), производимого организмом на основе доминирующей мотивации (см.); 2) «принятие решения» освобождает организм от чрезвычайно большого количества степеней свободы и тем самым способствует формированию интеграла (суммы) эфферентных возбуждений, необходимых и имеющих приспособительный смысл для организма именно в данный момент и именно в данной ситуации; 3) «принятие решения» является переломных моментом, после которого все комбинации возбуждений приобретают исполнительный, эфферентный характер.
Продолжаются дискуссии и о том, каким образом осуществляется коррекция поведения, чтобы в конечном итоге живой организм добился бы реализации поставленной цели. Известны многочисленные подходы к объяснению механизмов «сличения», обратной связи. В частности,
И. С. Бериташвили развивал представления об «образах», Н. П. Бехтерева — о «детекторах ошибок» и т. д. Согласно концепции Т-О-Т-Е (Test-Operate-Test-Exit) Миллера (G. A. Miller), Галантера (E. Galan-ter), Прибрама (К. Н. Pribram), временные усиления «рассогласований» являются средством достижения «согласования» в более поздней (и потому решающей) фазе действия. На важную роль «рассогласования» между «достигнутым» и «потребным» (между «Soll-Wert» и «Ist-Wert») указывал Н. А. Бернштейн. В соответствии с теорией функциональных систем в целенаправленных реакциях можно выделить специальный механизм — так называемый акцептор результатов действия (см.), то есть физиологический аппарат предвидения и оценки результатов поведения. Акцептор результатов действия предвосхищает афферентные свойства того результата, который должен быть получен, и тем самым дает организму возможность исправлять ошибки в реализации целенаправленного поведения.
Наряду с определенными достижениями в изучении целенаправленных реакций имеются еще вопросы, требующие своего решения, в частности вопросы, почему «конкретные цели» лучше, чем «общие цели» типа «поступайте, как знаете», почему «трудные цели» ведут к мобилизации больших усилий, чем «легкие», и как это конкретно осуществляется, почему присутствие «цели» приводит к более высоким достижениям, чем отсутствие ее и др.
Доказано, что целенаправленные реакции являются результатом деятельности мозга в целом. При этом получение необходимой информации об окружающей среде невозможно без сохранения всех звеньев сенсорных систем (см.Анализаторы). Реализация целенаправленных реакций затруднена или невозможна при нарушениях функций отдельных образований мозга, обеспечивающих поддержание позы, регулирующих тонус и интенсивность сокращения мышц. Наконец, оценка результатов деятельности резко нарушается при дефектах коры больших полушарий (см. Кора головного мозга), а также структур палеокортекса (см.Гиппокамп,Лимбическая система), участвующих в механизмахпамяти (см.).
К числу распространенных методов изучения целенаправленных реакций относятся метод классических условных рефлексов (см. Условные рефлексы), разнообразные модели оперантного поведения, этологические наблюдения (см. Этология), нейрофизиологические методы изучения роли различных образований мозга в формировании целенаправленных реакций (электростимуляция, разрушения, регистрация суммарной биологической и клеточной активности, анализ нейрохимических механизмов), приемы экспериментальной психологии, социологические исследования и др.
См. такжеВысшая нервная деятельность.
Библиогр.: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика, с. 3, М., 1966; Миллер Дж., Галантер Ю. и Прибрам К. Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965; Нейрофизиологические механизмы поведения, под ред. Б. В. Ломова и др., с. 5, М., 1982; Павлов И. П. Полное собрание сочинений, т. 3, кн. 1, с. 306, М. — Л., 1951; Судаков К. В. Общая теория функциональных систем, М., 1984; Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки, Тбилиси, 1961; Behavior change through self-control, ed. by M. R. Goldfried a. M. Merbaum, p. 58, N. У. a. o., 1973; M i t с h e 1 1 T. R. Organizational behavior, Ann. Rev. Psychol, v. 30, p. 243, 1979.
В. Г. Зилов.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы рф