Вальхалла (Valhalla, /vælˈhælə, vɑːlˈhɑːlə/; из древнескандинавского: Valhǫll «зал убитых») — это палаты Одина в Асгарде. Там обитают храбрейшие из воинов — те, кто яростно сражался с врагами, но пал в битве. В обеих эддах Вальхалла соотносится с чертогом Гимле и с Вингольвом.
Вальхалла в скандинавской мифологии — чертог мертвых. Но она не имеет ничего общего с мрачным царством Хель.
Это место, в котором воины пируют, сражаются, снова пируют, и услаждаются обществом прекрасных дев. Древний миф гласит, что во время Рагнарёк все воины встанут под началом Одина, и дадут последний бой врагам.
В мифах говорится, что Вальхалла — красивейшее и величайшее архитектурное сооружение. Туда мечтал попасть каждый, кто носил меч.
Словарь
Вингольв, вальгалла, валгалла (др.-исл. valholl, «чертог убитых»), в скандинавской мифологии находящееся на небе, принадлежащее Одину жилище эйнхериев — павших в бою храбрых воинов, которые там пируют, пьют неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун и едят неиссякающее мясо вепря Сэхримнира (его варит в котле Эльдхримнир повар Андхримнир). Вместо огня Вальгалла освещалась блестящими мечами. Как небесное царство для избранных, по-видимому, относительно поздно отдифференцировалась от подземного царства мертвых (хель). В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») соотнесена с Глядсхеймом («жилище радости»), а в «Младшей Эдде» жилище, в котором живут Один и «все люди, достойные и праведные», называется Гимле («защита от огня») или Вингольв («обитель блаженства»). е. м.
Этимология
Современное английское существительное Valhalla происходит от древнескандинавского Valhǫll, составного существительного, состоящего из двух элементов: существительного мужского рода valr «убитый» и существительного женского рода hǫll «зал». Форма «Valhalla» происходит от попытки уточнить грамматический род слова. Valr имеет родственные слова в других германских языках, таких как древнеанглийское wæl «убитый, бойня, резня», старосаксонское wal-dād «убийство», древневерхненемецкое «поле битвы, кровавая баня». Все эти формы происходят от протогерманского существительного мужского рода *walaz. Среди связанных древнескандинавских понятий valr также появляется как первый элемент существительного valkyrja, «выбирающая убитых, валькирия».
Второй элемент, hǫll, является общеупотребительным древнескандинавским существительным. Это родственно современному английскому залу и имеет то же значение. Оба произошли от протогерманского *xallō или *hallō, что означает «крытое место, зал», от протоиндоевропейского корня *kol-. Как отмечают филологи, такие как Калверт Уоткинс, один и тот же индоевропейский корень произвел древнескандинавское hel, имя собственное, используемое как для названия другого места загробной жизни, так и для сверхъестественного женского существа в качестве его надзирателя, а также для современного английского существительного hell. В шведском фольклоре некоторые горы, традиционно считавшиеся обителью мертвых, также назывались Вальгаллом. По мнению многих исследователей, элемент hǫll происходит от hallr, «скала», и относится к подземному миру, а не к залу.
О Вальхалле
Вальхалла — палаты Одина в Асгарде. Там живут храбрые воины, которые пали в битве с врагами. В обеих эддах Вальхалла соотносится с чертогом Гимле и с Вингольвом.
Что такое Вальхалла
Вальхалла это в мифологии это чертог мертвых, куда отправляются души воинов. Право попасть в вальхаллу есть у всех, кто храбро и яростно сражался в бою.
Вот, как об этом месте рассказывает “Старшая эдда. Речи Гримнира”:
“Гладсхейм [жилище радости] — то пятый,
там золотом пышно
Вальгалла блещет;
там Хрофт собирает
воинов храбрых,
убитых в бою.”
В мифах рассказывается, что над полем боя на крылатых конях проносились валькирии, которые по приказу верховного бога Одина выбирали павших воинов.
Половина воинов отправлялась во владения богини Фрейи. Вторую половину убитых валькирии уносили к вратам небесного чертога…
Вальхалла в скандинавской мифологии — это чертог мертвых. Именно так с древнескандинавского переводится это слово. Располагается Вальхалла в одном из девяти миров.
Чертог павших воинов находится в ведении верховного божества, Одина. Это одно из красивейших и величайших архитектурных сооружений во всех девяти мирах. Для викингов Вальхалла была местом, в которое мечтает попасть каждый воин.
Вот, что об этом говорит книга “Младшая эдда. Видение Гюльви. 1. О конунге Гюльви и Гевьон”:
“Тогда молвил Третий: «Всего же важнее то, что он создал человека и дал ему душу, которая будет жить вечно и никогда не умрет, хоть тело и станет прахом иль пеплом. И все люди, достойные и праведные, будут жить с ним в месте, что зовется Гимле или Вингольв. А дурные люди пойдут в Хель, а оттуда в Нифльхель. Это внизу, в девятом мире”.
Что представляет собой Вальгалла
В “Старшей Эдде” небесный чертог описан как огромное строение с крышей из позолоченных щитов. Стены же сделаны из крепких боевых копий. Потолки здесь очень высокие, двери большие, а проходы достаточно широкие.
В Вальхалле жили эйнхерии — причем, они продолжали жить как боевая дружина. Днем они сражались и гибли в поединках, а к вечеру воскресали и торжественно шли к пиршественному столу.
Вальхалла — огромный чертог: согласно древнескандинавской мифологии, он вмещает в себя всех павших в бою от сотворения мира. В этот чертог ведут “пять сотен дверей и сорок еще”.
Вот отрывок из книги “Старшая эдда. Речи Гримнира”:
“Пять сотен дверей
и сорок еще
в Вальгалле, верно;
восемьсот воинов
выйдут из каждой
для схватки с Волком.”
“Хейдрун коза,
на Вальгалле стоя,
ест Лерад листву;
мед сверкающий
в чан она цедит,
тот мед не иссякнет”.
По мнению историков, на это описание Вальхаллы повлиял увиденный древними скандинавами Колизей, который они могли увидеть во время войн с Римом: ведь там постоянно сражались гладиаторы.
В час, когда наступит Рагнарёк, эйнхерии обязуются покинуть чертоги мертвых. При этом из каждой двери (по мнению мифологов, их может насчитываться до 540) должны выйти по 800 воинов. Так будет создано большое войско…
В Вальхаллу ведут ворота, которые называются Вальгринд. Запоры этих ворот простым смертным неведомы. Упоминание этих ворот встречается только в одном месте “Старшей Эдды”. И вообще, данный образ вызывает серьезные споры в среде скандинавоведов: истинное значение ворот неясно.
В Эдде говорится, что Вальгринд могут открыть только мертвые и избранные Одином или Фрейей. Это уникальные ворота: они обладали достаточно сложным запорным механизмом. Этот механизм создали темные альвы. Недостойные открыть врата Вальхаллы, коснувшись замка, будут навеки скованы.
Сам пиршественный зал окружен бурным, вздувшимся потоком Тунд: эйнхерии переходят его вброд. В этом потоке играет рыба Тьодвитнира, которая, по мнению мифологов, символизирует мирового змея, который опоясал кольцом Мидгард.
Вероятно, это означает, что Вальгалла, построенная у мирового древа в самом центре Асгарда, одновременно в целом воплощает также и Срединный мир.
С настоящим мировым древом в Вальхалле связан нескончаемый источник меда для дружин эйнхериев. Этот мед течет из вымени козы Хейдрун. Но воины не могут питаться одним только медом, им также нужно еще и мясо. Это мясо повар Андхримнир готовит из вепря Сэхримнира в котле Эльдхримнире. Этого вепря съедают каждый вечер, но к утру он снова цел.
По ночам, насытившись мясом вепря и напившись медовухи, эйнхерии расходятся по Вальхалле. В это время к ним приходят валькирии: возлюбленные (но не жены) воинов, которые ублажают их до самого утра. Такой досуг в представлении древних скандинавов был весьма завидным.
Валькирии — это девы судьбы. Как и норны, и дисы, они имеют отношение к пряже. Но страшна эта пряжа. В исландской “Саге о Ньяле”, в “Песни валькирий” говорится о двенадцати девах, который подъезжают к дому и садятся у ткацкого станка. Основой ткани служат человеческие кишки, и она предвещает смерть. Вместо грузил валькирии использовали человеческие черепа, а вместо ткацких инструментов — мечи, стрелы и копья. Валькирии ткут боевой стяг, но свою работу они не завершают: они рвут ткань и мчатся в битву, на диких конях без седел.
Пиршественный стол возглавляет Один, который сидит на высоком престоле. он не притрагивается к мясу и пьет только вино. Еду он бросает двум волкам, которые лежат у его ног. Этих волков зовут Фреки и Гери: Прожорливый и Жадный. На плечах у Одина сидят два ворона — Хугин и Мунин, Думающий и Помнящий. По просьбе верховного бога Вальхаллы они отправляются летать над миром. Принесенные вести вороны нашептывают Одину в уши.
А на западной стене Вальхаллы висит, скованный волшебной цепью, Волк Фенрир: в конце времен он поглотит самого Одина.
Это постоянное напоминание заставляет Одина пристально наблюдать за всеми мирами. Ему это несложно, потому что его престол находится у самого мирового древа. Кроме того, он часто путешествует по мирам, для чего ему необходим конь Слейпнир.
Как можно было попасть в Вальхаллу
Если воин был храбр, умел и удачлив, ему необязательно было погибать в битве. Достаточно было дожить до старости и совершить ритуальное самоубийство. Для этого воин вешался на священном дереве — таким образом он повторял акт жертвоприношения Одина.
Третьим вариантом попасть в Вальгаллу была казнь “Кровавый орел”. Если воин, которого обвиняли в бесчестии, выносил казнь, не издав ни единого звука, он также мог рассчитывать на Вальхаллу.
Миф о Вальхалле
Позднее миф о мистериях Одина пережил существенные метаморфозы. Позднегерманские племена называли героев Вальхаллы асгардрейтеном. Другое название — Дикая охота.
Согласно легендам, Дикая охота, возглавляемая Одином, появлялась на небе как предвестие великой войны, раздора и хаоса.
Вальхалла — это еще и исторический объект. В середине 19 столетия строение, названное Вальхаллой, было построено в Регенсбурге, на правом берегу Дуная. Это небольшой архитектурный комплекс, в котором стоят бюсты великих германцев — не только воинов, но и ученых, и деятелей культуры и искусства.
^