Ваны (Vanir, /ˈvɑːnɪər/; древнескандинавский: [ˈwɑniʐ], единственное число Vanr [ˈwɑnʐ]) — род богов. В глубокой древности они были противниками асов, и вели с ними кровопролитную войну. Согласно некоторым источникам, войн было несколько, и победа в итоге оказалась за асами.
Ваны в скандинавской мифологии — также боги плодородия. К плодородию имеют отношение и Ньёрд, и его дети, Фрейр и Фрейя.
После войны божества решили заключить мир, для чего провели довольно специфический ритуал — каждый бог плюнул в огромный сосуд, после чего из слюны они все вместе сделали Квасира — мудрого человека, из крови которого потом был приготовлен мед поэзии.
В знак примирения ваны отправили в Асгард заложников, которые с течением времени стали для асов родными.
Словарь
Ваны (vanir) — в скандинавской мифологии группа богов плодородия. Им приписываются кровосмесительные связи между братьями и сестрами (ср. аналогичные мотивы в средиземноморских аграрных мифах и ритуалах, генетические связи с которыми не исключены), колдовство (т. н. сейдр) и пророческий дар. К числу ванов относятся главным образом Ньёрд и его дети — Фрейр и Фрейя. Жилище ванов обозначается Снорри Стурлусоном в «Младшей Эдде» как Ванахейм, но в другом месте он же называет жилище Фрейра Альвхейм, что свидетельствует о смешении ванов с альвами. Ваны противопоставлены другой, гораздо более обширной группе богов — асам — в мифе о первой войне, о которой рассказывается в «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда»), в «Младшей Эдде», «Саге об Инглингах», в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика. Это этиологический (объяснительный) миф о возникновении первой войны, положившей конец «золотому веку», до того не знакомому с враждой и распрями. Поводом к войне послужил приход от ванов к асам злой колдуньи Хейд (она звалась также Гулльвейг, что, по-видимому, означает «сила золота»). Асы забили ее копьями и трижды сжигали, но она снова возрождалась. Войну начал глава асов Один, бросив копье в сторону войска ванов, но ваны стали наступать, угрожая Асгарду, небесному селению асов. Война закончилась миром и обменом заложниками (асы взяли ванов Ньёрда, Фрейра, а также Квасира, а ваны — асов Хёнира и Мимира). В «Младшей Эдде» упоминание о первой войне служит введением в историю добывания мёда поэзии. Исследователи предполагают, что в мифе о войне ванов и асов нашла отражение борьба культов местных и пришлых племен (возможно, индогерманских завоевателей с носителями мегалитической матриархальной земледельческой культуры), или различных социальных групп древнегерманского общества. Интересна, но мало убедительна попытка Р. Хеккерта интерпретировать войну асов и ванов как войну за священный мед, воплощающий некий космический жизненный принцип. Ваны — хранители меда связаны с Хеймдаллем; Гулльвейг (слово это он расшифровывает как медовый напиток) Хеккерт отождествляет с вёльвой (провидицей), от имени которой ведется речь в «Прорицании вёльвы». Параллель к войне асов и ванов в других индоевропейских мифологиях — мифы о войнах асур и богов древнеиндийской мифологии. Ж. Дюмезиль считает, что в индоевропейском мифе боги, представляющие религиозную власть и плодородие, первоначально разделены и что в столкновениях между ними главное не сама война, а заключение мира, договор. Действительно, в результате войны асов и ванов как бы происходит консолидация общины богов (асы ассимилируют ванов). Но с другой стороны, в скандинавской мифологии миф о первой войне как первой распре после «золотого века» по существу предвосхищает (особенно в «Прорицании вёльвы») столь характерную для скандинавской мифологии эсхатологическую тематику (смерть юного бога из асов Бальдра, трагическая гибель богов и всего мира, — см. Рагнарёк). Не совсем ясно, в какой мере и в каком смысле в этом сюжете отражено осознание губительной силы золота. Неясно также, отражает ли троекратное сожжение Гулльвейг некий ритуальный акт (или представляет аллегорию металлургической обработки золота как его уничтожения).
Этимология
Было предложено множество теорий этимологии Vanir. Ученый Р. И. Пейдж говорит, что, несмотря на то, что у этого слова нет недостатка в этимологиях, возникает соблазн связать это слово с древнескандинавским vinr («друг») и латинским Venus («богиня физической любви»). Vanir иногда англизируют как Wanes (единственное число Wane).
Кто такие ваны
В древнескандинавской мифологии ваны — боги плодородия, мудрости и прозорливости. Обитают эти божества в Ванахейме. Упоминания о них имеются как в старшей, так и в младшей эдде.
Война богов
В древних легендах говорится, что когда-то боги асы и ваны жили достаточно дружно. Но потом разразилась война — первая война в созданном богами мире.
Все началось с того, что в божественную игру вмешались три великанши, которые пришли из Ётунхейма. Кем они были, неясно, но предполагается, что это были норны, появление которых прервало течение золотого века. После их прихода закрытый первозданный мир стал открыт грядущему.
Асы, вернувшись к своим делам, создали карликов и людей. Карлики были чудесными умельцами: они делали удивительные волшебные предметы — такие предметы, которые не могли сделать боги.
Боги ваны начали враждовать с асами, когда в их мир, неизвестно откуда, пришла зловредная колдунья. Асы трижды пытались убить ее, но она трижды воскресала и продолжала колдовать. Ее звали Гулльвейг, что в переводе значит “Жажда золота”, или “Сила золота”.
Асы терпели сильный ущерб от этой ведьмы, и связывали его с кознями ванов. Созвав совещание, они стали решать, что им делать — стерпеть обиду, или брать с ванов выкуп. Стерпеть обиду для архаического общества было невозможно — это считалось страшным унижением. Один, который воплощал идеалы викингов, никак не мог пойти на это.
Именно он начал кровопролитную войну, метнув копье в войско ванов. Неизвестно, были ли на самом деле виноваты ваны, но вообще это был достаточно странный род богов. Во-первых, все они умели колдовать. А во-вторых, в их обычае было кровосмешение — асы этого не допускали.
Вот, что написано об этом в “Видении Гюльви”:
“Что там летит,
что там скользит,
в выси словно парит?”
Война закончилась горьким поражением асов и стены несокрушимого Асгарда рухнули. Однако, божества решили заключить мир, и для этого они обменялись заложниками.
Вот еще отрывок из “Видения Гюльви”:
“Я не лечу,
хоть я скольжу,
в выси словно парю
на Ховварпнире,
зачатом Хамскерпиром
от Гардровы.”
При этом был совершен странный обряд: асы и ваны по очереди подошли к ритуальной чаше и плюнули в нее. Чтобы этот труд и знак мира не пропал втуне, из слюны боги сотворили человека, и назвали его Квасир.
В принципе, это имя немного поясняет значение столь неаппетитного ритуала. Слюна была естественным ферментом, нужным для брожения хмельного напитка, который предназначался для заключения мира.
Квасир был мудрейшим человеком — не было вопроса, на который он не знал бы ответа. Он стал заложником мира и остался у асов. Также в Асгарде стали жить ваны Фрейр и Фрейя.
В Ванахейме же остался Хёнир, которого асы называли “хорошим вождем”, а также Мимир.
Судьба Мимира и Квасира была трагичной. Мимир пал жертвой интриг, а с Квасиром произошло кое-что похуже.
Он много странствовал по свету и учил людей мудрости. Однажды он встретился со зловредными карлами — с Фьяларом и Галаром, которые заманили его в гости и убили. Карлы — хтонические твари, и всем понятно, что тот, кто попадает в их мир, назад может и не вернуться, но они совершили страшное преступление — убили гостя…
Они пошли на конфликт с богами не просто так. На кону стояла большая ценность — кровь Квасира, из которого они изготовили Мед поэзии. Каждый, кто пробовал этот мед, становился либо скальдом, либо ученым.
Преступные карлы, получив священный напиток, попытались замести следы, и сказали асам, что Квасир умер сам по себе — захлебнулся, дескать, в собственной мудрости.
Отношения между богами и прочими мифологическими существами строились на основе обмена ценностями и злодеяниями. Например, ваны подослали к асам ведьму Гулльвейг, затем Один лишился глаза в обмен на способность провидения. Потом верховный ас получил от ванов голову убитого Мимира…
Такой обмен был обусловлен конфликтами и жертвами: жертвоприношение постепенно становилось основой культа богов скандинавского пантеона.
Историческая теория
Снорри Стурлусон “помещает” столицу ванов, Ванахейм, куда-то за Дон-Танаис. То есть, по его мнению, ваны жили где-то в Азии.
Снорри рассказывает, что асы и ваны разоряли свои страны в первой войне. По мнению некоторых ученых, в этом рассказе имеется отзвук Великого переселения народов.
^