ВОКЗАЛ — комплекс зданий, сооружаемых на промежуточных или конечных станциях путей сообщения для временного пребывания и обслуживания пассажиров всех видов транспорта. В зависимости от путей сообщения различают В. авиационные, автобусные, железнодорожные, морские, речные. В. могут быть и комплексными, если в них объединены сооружения, обслуживающие одновременно различные виды транспорта.
Ж.-д. В. обслуживают наибольшее число пассажиров, поэтому они являются наиболее характерными сооружениями этого типа. Состав и площади помещений В. определяются исходя из единовременной расчетной вместимости В., под к-рой имеется в виду общее число одновременно обслуживаемых пассажиров, пользующихся его услугами. В зависимости от единовременной расчетной вместимости В. подразделяются на малые (до 200 пассажиров), средние (до 700 пассажиров), большие (до 1500 пассажиров) и особо большие (св. 1500 пассажиров).
Для малых В., как правило, разрабатываются типовые проекты применительно к строительно-климатическому зонированию территории СССР, а для средних, больших и особо больших В. разрабатываются индивидуальные проекты в соответствии с Нормами технологического проектирования железнодорожных вокзалов.
В составе В. пассажирские помещения должны быть отделены от служебных, технических и подсобных помещений. К В. предъявляется ряд сан.-гиг. требований. Нормативы для нек-рых пассажирских помещений средних, больших и особо больших вокзалов приведены в таблице. Кроме того, при проектировании В. необходимо предусмотреть разделение движения основных потоков пассажиров (пассажиры отправления, прибытия, транзитные, сквозных проездов) на привокзальной площади, пассажирских платформах и в самом здании; пути следования основных потоков пассажиров не должны пересекаться, не должно возникать встречных движений; шумные помещения (кассы, вестибюли, камеры хранения) по возможности отдаляют от более тихих и спокойных помещений (комнаты отдыха, залы ожидания).
Стены, перегородки и перекрытия помещений должны обладать требуемой звукоизолирующей способностью. В нек-рых случаях для снижения шума в пассажирских залах должны устраиваться подвесные потолки из акустических материалов или выполняться другие противошумовые мероприятия.
Для В. с расчетной вместимостью 500 пассажиров и более рекомендуется зал (с санузлом не менее чем на два очка, с постирочной и сушилкой площадью до 15—20 м2 в пределах нормируемой площади залов ожидания) для размещения в нем пассажиров с детьми. Для В. расчетной вместимостью св. 900 пассажиров на станциях, имеющих поезда местного формирования, предусматриваются санитарно-контрольные пункты площадью 15—18 м2 (две комнаты).
В южных климатических районах страны пассажирские залы должны иметь сквозное проветривание, а окна и витражи основных помещений, обращенных на зап., юго-зап. и юж. стороны горизонта,— солнцезащитные устройства (навесы, козырьки, решетки, наружные жалюзи и т. п.).
Внутренняя отделка помещений массового скопления пассажиров должна быть прочной, удобной при уборке. В производственных помещениях ресторанов, буфетов, перегородки должны проектироваться из влагостойких материалов и облицовываться на высоту не менее 1,8 м влагоустойчивыми материалами. Стены и перегородки выше облицовки, а также потолки в санузлах общего пользования должны окрашиваться по выровненной поверхности масляными, нитроэмалевыми или синтетическими красками.
Для улучшения обслуживания пассажиров и облегчения труда работников В. должны быть средства автоматизации и механизации: автоматические справочные установки, автоматические камеры хранения ручного багажа индивидуального пользования, всевозможные указатели, уборочные машины (подметальные, электрополомоечные, тротуароуборочные), эскалаторы, пассажирские и грузовые лифты и т. д.
Отопление и вентиляция пассажирских зданий проектируются и строятся в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП П-Г. 7—62). Для предотвращения поступления холодного воздуха в зимнее время через наружные двери на основных входах в пассажирские помещения должны быть тепловые шлюзы или воздушные тепловые завесы. В малых В. естественную вытяжную вентиляцию необходимо предусматривать для пассажирских залов, комнат для пассажиров с детьми, кафе, буфетов, подсобных помещений. Самостоятельная механическая приточно-вытяжная вентиляция из нижних и верхних зон с 10-кратным воздухообменом оборудуется только для уборных общего пользования и курительных.
В пассажирских зданиях В. с расчетной вместимостью более 200 пассажиров предусматривается приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением во всех пассажирских залах и помещениях (см. Вентиляция). Количество воздуха, подаваемого приточной вентиляцией, — 20 м3/час на одного пассажира в холодный период года и 40 м3/час в летнее время; в кассовые кабины — из расчета 100 м3/час на кабину. В третьей и четвертой климатических зонах (теплые и жаркие р-ны СССР) производится охлаждение воздуха, подаваемого в помещение, иликондиционирование воздуха (см.).
Водоснабжение В. обеспечивается постоянным водопроводом с водой, отвечающей ГОСТ на хозяйственнопитьевое водоснабжение. Вода, если она соответствует ГОСТ 2874—73 «Вода питьевая», может быть использована без предварительного кипячения. На средних, больших и особо больших В. устанавливаются автоматы питьевой газированной воды. В помещение пассажирских зданий средних, больших и особо больших В. горячая вода подается от централизованной постоянно действующей системы водоснабжения. Во всех зданиях В., имеющих внутренний водопровод, должна бытьканализация (см.). Хозяйственно-фекальные сточные воды, как правило, отводятся л общую канализационную сеть. Для малых В. разрешается устройство водонепроницаемыхвыгребов (см.).
Освещение на В. может быть естественное и искусственное (общее, местное и комбинированное). Местное освещение осуществляется, как правило, настольными лампами. Освещенность на рабочих местах должна составлять не менее 300 лк при люминесцентных лампах и 150 лк при лампах накаливания
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ НЕКОТОРЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ ЗДАНИЙ ВОКЗАЛОВ (из «Норм технологического проектирования железнодорожных вокзалов», М., 1971)
Помещения |
Единица измерения |
Единовременная расчетная вместимость вокзалов |
Температура воздуха |
||||||
средних |
больших |
особо больших |
|||||||
300 чел. |
5 00 чел. |
700 чел. |
900 чел. |
12 00 чел. |
15 00 чел. |
свыше 1500 чел. |
|||
Вестибюль — операционный или распределительный зал, кассовый зал |
м2 на 1 пассажира |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1 , 2 |
1,2 |
1,2 |
1, 1 |
14° |
Зал ожидания |
м2 на 1 пассажира |
1,8 |
1,8 |
1 , 8 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
16° |
Комнаты матери и ребенка |
м2 на 1 место |
— |
5,4 |
5,4 |
5 , 4 |
5,4 |
5,4 |
5 , 4 |
20° |
количество мест |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
45 + 4 на каждые 100 пассажиров св. 1500 |
|||
Комнаты длительного отдыха пассажиров |
м2 на 1 место |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,1 |
18° |
количество мест |
10 |
15 |
20 |
25 |
35 |
50 |
50 + 3,3 на каждые 100 пассажиров св. 15 00 |
||
Торговый зал ресторана, кафе или буфета |
м2 на 1 место в торговом зале |
1,2 |
1,2 |
1 ,2 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
18° |
Буфетные стойки в пассажирских залах |
м2 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
35 + 2,3 на каждые 100 пассажиров св. 1500 |
16° |
Уборные мужские и женские общего пользования с кабинами для умывания |
м2 на 1 унитаз |
5 |
5 |
5 |
4,5 |
4 |
4 |
4 |
16° |
количество унитазов |
9 |
12 |
15 |
17 |
20 |
23 |
23+1,6 на каждые 100 пассажиров расчетной вместимости св. 15 00 |
||
Курительная |
м2 |
8 |
8 |
И |
14 |
19 |
24 |
24 + 2 на каждые 100 пассажиров расчетной вместимости св. 1500 |
16° |
Парикмахерская |
м2 на 1 кресло |
6,25 |
6,25 |
6,25 |
6,25 |
6,25 |
6,25 |
6,25 |
18° |
количество кресел |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 + 0,5 кресла на каждые 100 пассажиров расчетной вместимости св. 1500 |
||
Медпункт |
м2 |
35 |
35 |
43 |
43 |
43 |
43 |
По заданию, но не менее норм, указанных для вокзала на 1500 пассажиров |
22° |
А.А. Прохоров.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы построение