ВЫСОТНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ — индивидуальное снаряжение летчиков и космонавтов, предназначенное для защиты от неблагоприятного воздействия разреженной атмосферы.

Рис. 1. Компенсирующий костюм (верхняя половина) с герметическим шлемом: 1 — микрофон; 2 — клапан выдоха; 3 — подъемное остекление (иллюминатор); 4 — разъем шлема; 5 — шланг подачи кислорода; 6 — шланг для подсоединения давления под клапан выдоха; 7 — ввод связи.Рис. 2. Принципиальная схема обжимаемого действия высотных компенсирующих костюмов (поперечный разрез): а — с круглыми пневмокамерами, б — с плоскими пневмокамерами (изображены жирными линиями); оболочка костюмов (двойные линии) при заполнении пневмокамер кислородом благодаря натяжному устройству плотно обжимают тело, компенсируя пониженное давление среды (стрелками показано направление давления).

К В. с. относятся кислородные маски, высотные компенсирующие костюмы (рис. 1) искафандры (см.).

В. с. применяется вместе с бортовым или автономным кислородным оборудованием (см.Кислородно-дыхательная аппаратура, в авиации). В зависимости от условий полета (высоты, продолжительности, общей схемы систем жизнеобеспечения и спасения и т. д.) используются различные предметы и комплекты В. с.

Основное назначение В. с.— поддерживать во вдыхаемом воздухе уровень парциального давления кислорода, необходимый для нормального газообмена в легких.

Достаточное снабжение организма кислородом в условиях пониженного барометрического давления путем вдыхания через маску обогащенного кислородом воздуха или чистого кислорода при пользовании маской обеспечивается только при давлении в кабине, соответствующем высотам до 12 км (145 мм рт. ст.). При более низком барометрическом давлении вокруг тела человека должна создаваться искусственная атмосфера с уровнем абсолютного давления не менее 145 мм рт. ст. (как это делается в скафандре) или подаваемый для дыхания кислород должен поступать в легкие под избыточным (по отношению к кабинному) давлением. Дыхание под избыточным давлением является серьезной нагрузкой на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма. Поэтому для обеспечения возможности дыхания под избыточным давлением (более 30 мм рт. ст.) и предотвращения неизбежных при этом функциональных расстройств с помощью высотных компенсирующих костюмов на поверхности тела создается внешнее (компенсирующее) противодавление, по величине равное избыточному внутрилегочному давлению.

Рис. 3. Часть высотного компенсирующего костюма: 1 — шнуровка; 2 — оболочка костюма; 3 — тесьма натяжного устройства; 4 — контуры пневмокамеры. При снижении внешнего давления пневмокамеры автоматически заполняются кислородом и, увеличиваясь в диаметре, натягивают тесьму, которая, в свою очередь, натягивает оболочку костюма, компенсируя пониженное давление среды.

Высотный компенсирующий костюм (ВКК) представляет собой комбинезон из прочной, мало вытягивающейся воздухопроницаемой ткани, достаточно плотно облегающий тело и конечности летчика. Внешнее давление в костюмах создается механическим способом с помощью специального натяжного устройства с круглыми (рис. 2, а) или плоскими пневматическими камерами (рис. 2,6). В нек-рых конструкциях применяется комбинация плоских камер с натяжным устройством. Натяжное устройство (рис. 3) с вмонтированными в него пневматическими камерами, являющимися неотъемлемой составной частью ВКК, располагается вдоль рук, туловища и ног, а плоские камеры размещаются под оболочкой. При подаче кислорода в камеры их объем увеличивается, ткань костюма натягивается, создавая тем самым давление на тело. Такой способ создания давления требует тщательного подбора размера костюма и его индивидуальной подгонки по фигуре, для чего на костюме предусмотрена специальная шнуровка.

ВКК в комплекте с кислородными масками применяются в полетах до высот 16—18 км (избыточное давление в дыхательной системе не превышает 70—75 мм рт. ст.), т. к. из-за отсутствия противодавления в области шеи, ушей и особенно глаз такая величина является предельно переносимой в течение нескольких минут. На высотах более 18 км применяются высотные компенсирующие костюмы в комплекте с гермошлемами, полностью изолирующими голову от окружающей атмосферы. Кислород для дыхания подается под соответствующим давлением непосредственно в полость шлема, обеспечивая его вентиляцию и необходимое давление на всю поверхность головы. Герметизация шлема в области шеи производится резиновой манжеткой. Для предотвращения смещения шлема вверх при создании в нем избыточного давления применяется специальная система крепления его к ВКК. На высотах более 20 км для предупреждения развития высотной тканевой эмфиземы (см.Декомпрессионная болезнь) используется комплект костюма с компенсирующими носками и перчатками.

В. с. является составной частью защитного снаряжения и полетной одежды летчика. Поэтому наряду с необходимыми высотными характеристиками (высота применения, время защитного действия) оно должно отвечать определенным гиг. и эксплуатационным требованиям, сочетаться с другими элементами снаряжения, одежды, средствами спасения и рабочим местом, не затруднять выполнения рабочих операций в обычных условиях полета и в полете в разгерметизированной кабине, не ухудшать условий теплообмена организма.

Помимо совершенствования В. с., среди мероприятий, направленных на защиту летного персонала от вредного воздействия высоты, существенное значение имеет создание герметических кабин (см.Кабины летательных аппаратов).

См. такжеВысота,Полеты.

Библиогр.: Лавников А. А. Основы авиационной и космической медицины, М., 1975, библиогр.; Основы космической биологии и медицины, под ред. О. Г. Газенко и М. Кальвина, т. 1—3, М., 1975, библиогр.; У манск и й С. П. Снаряжение летчика и космонавта, М. 1967.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиерассчитать судьбу матрицы