ЯСЛИ, ЯСЛИ-САД — государственные дошкольные учреждения для общественного воспитания детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Ясли и ясли-сады дают возможность женщине-матери принимать активное участие в производственной деятельности, общественно-политической и культурной жизни страны, обеспечивают воспитание в коллективе здоровых, гармонически развитых детей.

В дореволюционной России существовали единичные ясли-приюты, содержащиеся на благотворительные средства. В 1913 году имелось 19 городских яслей на 550 мест и 343 сезонных яслей на селе на 10 600 мест. В годы первой мировой войны эти учреждения были практически ликвидированы. После Великой Октябрьской социалистической революции в числе первых учреждений государственной системы охраны материнства и младенчества стали организовывать детские ясли. Ясли открывали в реквизированных у буржуазии особняках, в частных квартирах, оснащали случайной мебелью, одеждой, посудой, в них не было игрушек, пособий, работали подготовленные на краткосрочных курсах воспитательницы. В 20-е годы определились основные направления работы яслей — профилактика инф. болезней, организация оздоровительных мероприятий, проведение воспитательной работы, сан. просвещение матерей. Много внимания уделялось подготовке обслуживающего персонала. В 30-е годы, в период индустриализации страны, сеть яслей значительно расширилась. Было начато строительство специальных зданий, разработаны первые типовые проекты яслей. Строились также «домовые» ясли в жилых домах. В связи с большой потребностью в яслях при промышленных предприятиях создавались сменные группы, работающие в 2 и 3 смены.

В годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории практически все ясли были разрушены. В то же время в городах и селах Сибири, Казахстана, Средней Азии, куда эвакуировали детей, сеть яслей расширялась за счет выделения приспособленных помещений, уплотнения существующих учреждений. Многие ясли были переведены на круглосуточное обслуживание. Для ослабленных и больных детей открывали санаторные ясли (группы). Широкое развитие получили сезонные ясли в сельской местности.

В послевоенные годы сеть яслей повсеместно расширялась. С 50-х годов ясли, находившиеся в системе здравоохранения, частично стали передавать промышленным министерствам, а затем органам народного образования. В 1959 году в целях осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, два типа детских учреждений — ясли идетский сад (см.) были с учетом местных возможностей и условий объединены и реорганизованы в единое детское дошкольное учреждение, получившее название «ясли-сад». Новое строительство стало осуществляться преимущественно по проектам яслей-садов. В связи с этим сеть яслей стала сокращаться. В 1984 году в стране имелось 10,1 тысяч яслей на 721 тысяч детей (в 1960 году — 27 тысяч на 1313 тысяч детей) и около 127,8 тысяч яслей-садов и детских садов на 15,04 млн. детей. За период с 1960 по 1984 год численность детских садов сократилась с 37,4 тысяч до 30,1 тысяч, а мест в них — с 2756 тысяч до 2061 тысяч. В то же время возросло число яслей-садов с 6,2 тысяч до 97,7 тысяч, а количество мест в них — с 359 тысяч до 12 986 тысяч. Более 60% дошкольных учреждений находится в системе промышленных министерств, примерно 30% в системе Министерства просвещения СССР, 6% в ведении колхозов и 3% в системе Министерства здравоохранения СССР.

Кроме яслей и яслей-садов общего типа получили развитие учреждения (группы) специального назначения— для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственно отсталых детей. Имеются санаторные учреждения для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза, а также для детей, находящихся в контакте с больными туберкулезом.

Строительство яслей-садов планируется из расчета 30—40 мест для детей до 3 лет и 50—60 мест для детей 3—7 лет на 1000 жителей городов. Здания яслей-садов проектируются с учетом возрастных групп: младшая ясельная — от 2 месяцев до 1 года, средняя ясельная — от 1 до 2 лет, старшая ясельная — от 2 до 3 лет, младшая дошкольная — от 3 до 4 лет, средняя дошкольная — от 4 до 5 лет, старшая дошкольная — от 5 до 6 лет и подготовительная — от 6 до 7 лет. Количество мест в младшей —15, средней и старшей ясельной группах — по 20, в дошкольных — по 25. В яслях-садах специального назначения численность групп уменьшается до 10—15 детей.

Существуют типы зданий яслей-садов с числом групп от 1 до 14 (от 25 до 340 мест). С разрешения Министерства просвещения республики допускаются комплексы яслей-садов на 24 и более групп (560 и более мест). Согласно «Строительным нормам и правилам», утвержденным Госстроем СССР, для городов и крупных населенных пунктов ясли-сады проектируются с количеством мест не менее 140, для поселков городского типа — 90 мест, сельских заселенных пунктов — 25 мест. Наиболее распространены в городах ясли-сады на 140, 160, 280 и 320 мест, в сельской местности — 50 и 90 мест.

Рис. 1. Бассейн для оздоровительного плавания детей яслей-сада № 1144 Краснопресненского района г. Москвы.Рис. 2. Прогулочная площадка для детей средней ясельной группы яслей-сада № 1144 Краснопресненского района г. Москвы.

Для каждой возрастной группы в яслях-садах предусматриваются изолированные помещения с полезной площадью не менее 4 м2 на ребенка. В их состав входят групповые комнаты, раздевальня, умывальня, туалетная комната, а для детей до 3 лет -еще и веранда. Залы для музыкальных и физкультурных занятий, медицинская комната, помещения для заболевших детей, административно-хозяйственные помещения (кабинет заведующей, комната для персонала, бельевая, пищеблок, прачечная и др.) изолированы от детских помещений. Нояые проекты зданий яслей-садов предусматривают 2 физкультурных зала, бассейн для обучения детей плаванию (рис. 1). Каждая группа имеет огороженную, озелененную и оборудованную прогулочную площадку (рис. 2). Кроме того, на территории яслей-сада могут располагаться общие физкультурные площадки, огород-ягодник, площадка для животных и птиц и др. Площадь земельного участка выделяется из расчета 35, 40 и 45 м2 на 1 место, в отдельных случаях допускается уменьшение его до 25 м2 на 1 место.

Оборудуют ясли-сады в соответствии с утвержденными Госстроем СССР типовыми наборами оборудования, в которые входит мебель, физкультурное оборудование, спортивный инвентарь, игрушки, учебнонаглядные пособия, медицинский инструментарий, хозяйственный инвентарь и пр. В перечне оборудования учитывается количество детских групп и длительность пребывания в них детей. Каждая группа имеет необходимое по числу детей количество кроваток, 2 или 3 комплекта столов и стульев, соответствующих росту детей, шкафы для одежды, игрушек. В младших ясельных группах устанавливают манежи, барьеры, пеленальные столы. Особое внимание уделяется физкультурному оборудованию в том числе для развития движений, которым оборудуются залы, прогулочные площадки и детские группы.

Питание детей в яслях, яслях-садах осуществляется в соответствии с утвержденными нормами по рекомендациям и под контролем органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. При этом учитываются возрастные нормы потребности детей в основных пищевых веществах и калориях.

Штаты педагогического, медицинского и административно-хозяйственного персонала яслей и яслей-садов устанавливают в соответствии с типовыми штатами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения СССР. На должность руководителя яслями назначается средний медработник, яслями-садом — работник с законченным педагогическим образованием. Медсестры и воспитатели яслей также должны иметь соответствующее образование (см.Медицинская сестра).

Ясли и ясли-сады организуются исполкомами Советов народных депутатов или с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, кооперативными и другими общественными организациями. Педагогическое руководство и подготовку педагогических работников для яслей и яслей-садов, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляют органы народного образования, а лечебно-профилактическую помощь и обеспечение медработниками — органы здравоохранения.

Детей в ясли и ясли-сады принимают по направлениям местных органов здравоохранения, народного образования или профкомов предприятий или организаций. В учреждения специального назначения — по заключению медико-педагогической комиссии. Детские амбулаторно-поликлинические учреждения проводят работу по подготовке ребенка к приему в дошкольное учреждение в соответствии с методическими рекомендациями М3 СССР. Врач, направляя ребенка в учреждение, заполняет выписку из истории развития, при показаниях обследует его на бактерионосительство, выдает справку об отсутствии контактов с инфекционными больными.

Деятельность яслей и яслей-садов направлена на всестороннее развитие детей, их правильное физическое и нравственное воспитание, умственное развитие, привитие навыков здорового образа жизни. С этой целью с детьми проводят воспитательную работу по «Программе воспитания в детском саду», разработанной Академией педагогических наук СССР с учетом физиологических особенностей детей различного возраста и предусматривающей развитие умственных способностей, речи, формирование характера ребенка, осуществление художественного воспитания, привитие гигиенических навыков, привычки к труду, воспитание любви к Родине, своему народу, родителям, уважения к старшим, умения правильно вести себя среди детей и взрослых. В детском учреждении создаются необходимые санитарно-гигиенические условия для правильного развития и воспитания детей, соответствующие «Санитарным правилам устройства и содержания детских дошкольных учреждений», утвержденным главным государственным санитарным врачом СССР. Особое внимание уделяется воздушному и температурному режиму, уровню естественной и искусственной освещенности, сан. содержанию помещений, соблюдению правил хранения продуктов и приготовления пищи, противоэпидемическим мероприятиям. Режим дня в детском учреждении соответствует физиологическим нормам бодрствования и длительности сна детей различных возрастов, предусматривает достаточное пребывание на свежем воздухе, проведение организованных занятий, оздоровительных и профилактических мероприятий. При показаниях отдельных детей переводят на индивидуальный режим. Физическое воспитание детей осуществляется с учетом возраста, физического развития, состояния здоровья и заключается в проведении массажа, гимнастики (детям до 1 года), организованных физкультурных занятий, утренней зарядки, разнообразных подвижных игр и спортивных развлечений. С целью закаливания дети получают воздушные ванны, различные водные процедуры (обтирания, обливания, душ, оздоровительное плавание).

Врачебное наблюдение за детьми в яслях и яслях-садах городов проводят врачи дошкольно-школьных отделений детских поликлиник, на селе — врачи сельской врачебной амбулатории, участковой районной и центральной районной больниц. Медсестры входят в штат яслей, яслей-садов. Медработники осуществляют контроль за санитарно-гигиеническими условиями, правильной организацией режима дня, соответствием воспитательной и учебной работы гигиеническим требованиям, организацией питания, физического воспитания, закаливания детей, проводят работу по профилактике заболеваний и травматизма, санитарному просвещению родителей и гигиеническому воспитанию детей, повышению квалификации персонала по вопросам охраны здоровья детей. Диспансерное наблюдение за детьми включает плановые осмотры детей врачами педиатрами и специалистами в установленные М3 СССР сроки. Это позволяет своевременно выявить отклонения в развитии и состоянии здоровья ребенка и организовать необходимое лечение, в том числе непосредственно в яслях-саду, что наиболее эффективно (санация полости рта, физиотерапевтические процедуры, корригирующая гимнастика, лечебная физкультура). В яслях, яслях-садах специального назначения детей систематически осматривают специалисты территориальной детской поликлиники (офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, ортопед), проводится весь комплекс медицинской и социальной реабилитации — лечебно-оздоровительные мероприятия, соответствующее воспитание, обучение, приобретение некоторых трудовых навыков.

Ясли и ясли-сады ежегодно отчитываются о своей работе перед органами просвещения, здравоохранения, своим ведомством. Основными показателями деятельности яслей, яслей-сада являются: укомплектованность детьми на конец отчетного года, посещаемость (отношение проведенных дето-дней к плановому), число пропущенных дней в среднем 1 ребенком в год, в том числе по болезни, заболеваемость (общая и по нозологическим формам) на 100 или 1000 детей среднесписочного состава. В отчетах амбулаторно-поликлинических учреждений имеются данные о состоянии здоровья детей организованных коллективов, включая число выявленных при профилактических осмотрах детей с нарушениями зрения, слуха, речи, осанки и отстающих в физическом развитии. Анализ показателей проводит врач, старшая медсестра, заведующий дошкольно-школьным отделением, на селе — районный педиатр. Результаты сообщают руководителю учреждения и соответствующим организациям для принятия мер по дальнейшему укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости.

В настоящее время в дошкольных учреждениях страны достигнуты значительные успехи в организации воспитания и охраны здоровья детей. Дети, воспитывающиеся в яслях, яслях-садах, лучше развиваются физически, раньше овладевают многими полезными навыками, более самостоятельны, лучше подготовлены к обучению в школе. Разработанная советскими педиатрами и физиологами система коллективного воспитания детей раннего и дошкольного возраста получила широкое признание не только в нашей стране, но и за рубежом и легла в основу построения работы детских дошкольных учреждений во многих странах, прежде всего в социалистических.

Библиогр.: Аксарина H. М. и др. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет, М., 1969; Гребешева И. И. Организация лечебно-профилактической помощи детям, М., 1977; Детский сад, под ред. JI. П. Тарасовой, М., 1982; Организация медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях, под ред. И. И. Гребешевой, М., 1984; Руководство для врачей яслей и домов ребенка, под ред. Л. В. Гречишниковой, М., 1957; Фролов В. Г. и Ю р к о Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста, М., 1983; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред. Б. В. Петровский, М., 1977.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы показатели