Ётуны. jǫtunn (/ ˈjɔːtʊn /; [1] древнескандинавское произношение: [ˈjɔtunː]; множественное число jötnar / jǫtnar [ˈjɔtnɑr])

Турсы, в древнегерманской, в частности скандинавской, мифологии великаны; другое обозначение— ётуны. Е.М.

Содержание
  1. Этимология
  2. Кто такие ётуны
  3. Ангрбода
  4. Вафтруднир
  5. Трюм
  6. Тьяцци
  7. Утгарда-Локи
  8. Эгир
  9. Ётуны в европейском фольклоре

Этимология

Древнескандинавский jötunn (также jǫtunn) и древнеанглийский eoten произошли от протогерманского существительного мужского рода *etunaz. Филолог Владимир Орел говорит, что семантическая связь между *etunaz с протогерманским *etanan («есть») делает связь между двумя существительными вероятной. Протогерманское *etanan реконструировано из древнескандинавского etall «потребляющий», древнеанглийского etol «ненасытный, прожорливый» и древневерхненемецкого filu-ezzal «жадный». Древнескандинавское risi и древневерхненемецкое riso происходят от протогерманского существительного мужского рода *wrisjon. Орел отмечает, что древнесаксонское прилагательное wrisi-līk «огромный», вероятно, также связано.

Древнескандинавское þurs, древнеанглийское ðyrs и древневерхненемецкое duris «дьявол, злой дух» происходят от протогерманского существительного мужского рода *þur(i)saz, производного от протогерманского *þurēnan, которое этимологически связано с санскритским turá. — «сильный, могучий, богатый». Несколько терминов используются специально для обозначения женских сущностей, попадающих в эту категорию, включая íviðja (множественное число íviðjur) и gýgr (множественное число gýgjar).

Слово родственно ettin, архаичному слову, означающему «гигант».

Кто такие ётуны

Ётуны — в скандинавской мифологии инеистые великаны, антагонисты богов-асов. Древний миф гласит, что они произошли от первовеликана Имира: одна его нога зачала с другой шестиглавого сына. Так и появились на земле инеистые великаны — хримтурсы, турсы, или ётуны. Это злобные первобытные существа, самый облик которых был чудовищным.

Вот, что написано о ётунах в книге “Песнь о Хюндле”:

“От Видольва род свой

все вёльвы ведут,

от Вильмейда род

ведут все провидцы,

а все чародеи —

от Черной Главы,

а ётунов племя —

от Имира корня.”

Когда первые асы — Один, Вили и Ве — убили Имира, из его жил вытекло большое количество крови, которая превратилась в воды. Начался потоп, и многие великаны погибли. Но одному из них удалось спастись, и он ушел далеко на север — в Ётунхейм. Там он наплодил других великанов, которые стали вечными антагонистами асов.

Ётуны в скандинавской мифологии — представители стихийных демонических природных сил. Считалось, что именно они вызывают бури и горные обвалы.

На исландском гербе изображен горный гигант-защитник.

Великаны-турсы во что бы то ни стало стремились отнять у асов как их жен, так и волшебные атрибуты. Они часто упоминаются в древних скандинавских легендах — например, в таких источниках, как Старшая и Младшая Эдда, Перебранка Локи, Речи Вафтруднира, и Мед поэзии.

В источниках они описаны как злобные, но одновременно простодушные существа. Одновременно они были хранителями древней мудрости.

Интересно, что далеко не со всеми из них асы воевали. Кое-с кем они даже вступали в союз. Некоторые из них даже добровольно переходили на сторону богов и в войнах выступали против своих соплеменников.

Несмотря на яростную вражду между богами и великана­ми, в скандинавских легендах есть упоминания и о том, как ётуны и асы влюб­лялись друг в друга. Даже Тор, защитник богов и людей от ётунов, однаж­ды влюбился в великаншу Ярнсаксу, и у них родился сын Магне. Отец Тора, Один, вряд ли мог бы упрекнуть сына в этом: у не­го у самого был сын от великанши Грид…

Ангрбода

Ангрбода — страшная ведьма, живущая в не менее страшном Железном Лесу. Во всех источниках написано, что она жила “за оградой”, хотя это и так понятно: лес в скандинавской мифологии является олицетворением иного мира.

Сама Ангрбода никому не вредила. Но именно она вольно или невольно стала первопричиной Рагнарёка. Если точнее, от ее союза с Локи, который и сам по происхождению был ётуном, родились хтонические чудовища — волк Фенрир, мировой змей Ёрмунганд и владычица мертвых Хель.

Вафтруднир

Вафтруднир был мудрейшим из ётунов. Однажды Один, вечно ищущий тайной мудрости, отправился в Ётунхейм, чтобы вызвать его на интеллектуальный поединок. Жена верховного аса, Фригг, отговаривала мужа от опасной затеи: имя ётуна означало “Сильный в обмане, в запутывании”. Но Один был непреклонен.

Он прибыл в Ётунхейм, и с порога сказал Вафтрудниру, зачем пришел. Тот разгневался, и сказал, что Один не уйдет живым, если не победит его в поединке мудрости.

Соперники задавали друг другу вопросы об основах мироздания и о божественной истории. Они спрашивали друг у друга о том, как и когда был сотворен мир. Затрагивают они и вопросы будущего. В конечном итоге победа остается за Одином.

Трюм

Турсы в скандинавской мифологии часто выглядят грозными и опасными соперниками. Но в более поздних мифах характер этих удивительных существ стал претерпевать серьезные изменения.

Особняком стоит Трюм — единственный трагикомичный персонаж во всей скандинавской мифологии. Древний миф гласит, что ему полюбилась прекрасная Фрейя, и он захотел на ней жениться. Свататься к красавице не было смысла, похищать ее — тоже. И Трюм разработал совершенно гениальный план, посрамив и мудрого Одина, и хитреца Локи.

Он украл у Тора его Мьельнир, и сказал, что отдаст его взамен на Фрейю. Та, естественно, и слушать ничего не захотела: напрасно Тор уверял ее, что это просто игра, что он будет рядом и не позволит браку совершиться: быть приманкой богиня любви тоже не хотела.

Пришлось Тору самому надевать свадебный наряд. В итоге он вернул себе молот, а самого незадачливого влюбленного великана ждала печальная судьба — он погиб от руки громовника.

Такая же судьба ждала и другого великана.

Тьяцци

Этот великан происходил от хримтурсов — от предвечных великанов, которые жили на земле до появления асов. Он жил далеко-далеко в горах, и один воспитывал свою дочь, Скади.

Однажды ему полюбилась богиня Идунн, хранительница чудесных молодильных яблок. И он похитил ее. И снова, как и в случае с Трюмом, Фрейей и Мьельниром, все происходило не без участия Локи.

Без молодильных яблок боги начали стареть и чахнуть. В конце-концов Один отыскал Локи и велел ему найти Идунн и вернуть — во что бы то ни стало. Локи вернул Идунн, а Тьяцци, который отправился за ними в погоню, погиб от руки Тора.

Эта история имеет продолжение: мстить за отца в Асгард явилась Скади, но все закончилось благополучно для обеих сторон: в качестве откупа за убийство боги сосватали ей Ньерда.

Утгарда-Локи

Этот великан является одним из самых необычных соперников асов. Он живет не в Ётунхейме, а в Утгарде — в странном мире, куда не растут корни Иггдрасиля. Этот мир живет по своим собственным законам, и можно сказать, что асы опасаются его жителей.

Утгарда-Локи появляется в мифе о странствиях Тора. Однажды он в компании Локи и двух человеческих слуг забрел в лес, где познакомился с чудовищным великаном, который, впрочем, вел себя с ними вполне дружелюбно. Все вместе путники отправились в Утгард, где им предстояло быть посрамленными и одураченными.

Эгир

Это один из очень немногих ётунов, которые не испытывают ненависти к асам. Более того, Эгир — друг богов. Он часто устраивает в своем чертоге пир, на который приглашает асов.

Имя великана Эгира встречается в обеих эддах и в некоторых других старинных источниках. Там же он называется владыкой моря. У Эгира есть дочери — персонификации волн. В отличие от отца, они отличаются своевольным характером.

Эгир устраивает пир после смерти Бальдра. На этот пир незваным приходит Локи, и устраивает там провокацию. Можно сказать, что Локи удается невозможное — осквернить священное действие. Это является предтечей трагического конца мира богов и великанов…

Ётуны в европейском фольклоре

Старинная надпись, обозначающая слово “Йотун” на страницах древнего издания “Беовульфа”. Автор неизвестен.

Скандинавы и германцы по-разному называли своих горных великанов. Древнескан­динавское название “йотун” в поздней фольклорной традиции сохра­нилось как «ютул». В пре­даниях и быличках обычно встречаются как йотун, так и ютул.

Великаны могут разрушить любую гору и прорубить зем­лю на много метров в глубину. Иногда они дерутся, и после некоторых таких битв, по пре­данию, в горах появляются глубокие расщелины, которые люди на­зывали ютулхог — “след от топора ютула”.

С течением времени етуны, мифические существа в скандинавской мифологии, превратились в троллей.

Сказочные тролли были необычайно бережливыми существами. За свою много­вековую жизнь они копили горы золота и драгоценных камней. Иногда эти несметные богатства доставались человеку случайно, но иногда встречались и такие смельчаки, которые специально отправлялись к великану, чтобы завладеть сокро­вищами.

Но не всегда человек сам приходил в жилище великана. Часто их пленницами оказывались красивые молодые девушки. Этот мотив часто встречался ещё в Средние века в народных песнях, которые назывались балладами.

У скандинавского ётуна (позже тролля) могло быть не только семь голов, но и три, пять, шесть, девять, и даже еще больше. Несколько голов и других “умноженных” частей тела — это неправильно. Эта зловещая неправильность выдает их связь с первобытным хаосом, стремящимся разрушить мир.

Рассказы о том, как великаны похищали людей, бытовали и в народных преданиях. Самый частый сюжет — пленение в горе. Именно этим пленением часто объясняли необъяснимое пове­дение людей. Если кто-то вдруг резко ме­нялся, становился замкнутым, необщительным и вел себя не как обычно — это значило, что он, скорее всего, побывал в горном жили­ще великана.

^