ЗАХАРЬИН Григорий Антонович (1829—1897) — отечественный терапевт, основатель крупной клинической школы, оказавшей большое влияние на развитие отечественной медицины.
ЗАХАРЬИН Григорий Антонович
В 1852 г. окончил медицинский факультет Московского университета и работал ординатором факультетской терапевтической клиники, руководимой А. И. Овером. В 1854 г. защитил диссертацию на тему «О послеродовых заболеваниях». В 1856 г. командирован за границу, где совершенствовался у Р. Вирхова, Л. Траубе, Э. Гоппе-Зейлера, Й. Шкоды, А. Tруссо, К. Бернара и изучал патологию и терапию, а также гинекологию, урологию, сифилидологию и кожные болезни, оториноларингологию. В 1859 г. вернулся в университет, где читал курс семиотики; с 1860 г. в звании адъюнкта терапевтической клиники преподавал курс общей терапии; с 1862 г. экстраординарный, а с 1864 г. ординарный профессор и директор факультетской терапевтической клиники университета.
В основу клин. деятельности Г. А. Захарьина легло детально разработанное им методическое исследование больного, открывающее врачу возможность ориентироваться в многообразии болезненных форм: «Кто усвоил метод и навык индивидуализировать, тот найдется и во всяком новом для него случае», — утверждал Г. А. Захарьин. Центральное место при обследовании больного занимал расспрос больного об условиях и образе жизни, о состоянии и об истории заболевания. Он был направлен на выяснение этиологии заболевания (большое значение придавалось неблагоприятным воздействиям окружающей среды, непосильному труду, злоупотреблению алкоголем, курению и др. вредным привычкам, наследственности) и на выявление ранних функциональных нарушений вовлеченных в болезнь органов, часто предшествующих их анатомическим изменениям. В объективном исследовании больного главное значение он придавал физ. методам (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), дополняемым лабораторными исследованиями. Свою систему исследования Г. А. Захарьин рассматривал не как механическое собирание сведений о болезни, а как творческий процесс клин, мышления, направленный на установление основного диагноза (diagnosis morbi), сопутствующих расстройств и всех особенностей больного (diagnosis aegri), на определение прогноза и методов лечения.
Г. А. Захарьин защищал принципы этиологической и патогенетической терапии, но, учитывая ограниченные возможности их применения в клин, практике того времени, искусно пользовался симптоматическим лечением. Он вводил в практику новые лекарственные средства только после тщательной предварительной их проверки. Требуя учета действия каждого из них, он избегал полипрагмазии — одновременного применения многих лекарств, но был сторонником комплексной терапии, в к-рой большую роль отводил личной гигиене, диете, физиотерапии, бальнеотерапии и климатическому лечению.
Его метод прочно вошел в отечественную клинику и получил высокую оценку за рубежом. Франц. клиницист Юшар (H. Huchard) писал, что школа Захарьина опирается на наблюдение, на точное знание анамнеза и этиологии, на расспрос, возведенный на высоту искусства. Слава этого метода и широкое его распространение были обусловлены не только его простотой и логичностью, щажением больного, но также большой практичностью и свойством выявлять начальные изменения функциональной деятельности больного организма. Сам Г. А. Захарьин обладал большим талантом врачевания и пользовался безграничным врачебным авторитетом.
Г. А. Захарьин опубликовал ок. 50 научных трудов. Особого упоминания заслуживают разработанные им клин, семиотика сифилиса сердца, сифилиса и туберкулеза легких, дифференциальная диагностика легочного туберкулеза и сифилитической пневмонии, классификация туберкулеза легких. Он выделил хлороз как самостоятельное эндокринное расстройство, провоцируемое нервными нарушениями; отметил положительное действие каломеля при гипертрофическом циррозе и других заболеваниях печени, а также в качестве мочегонного средства; выступал в защиту инфекционного происхождения желчнокаменной болезни; выдвинул учение о зонах кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов (см.Захарьина-Геда зоны). Активно выступал за использование богатейших природных условий страны для развития курортов, разрабатывал показания и противопоказания к использованию климато-, бальнео- и гидротерапии; был одним из основоположников отечественной школьной гигиены.
Большую ценность представляют изданные отдельными выпусками клин, лекции Г. А. Захарьина. Их отличает глубокое содержание, ясность и логика мышления, методичность, красочность и образность изложения. Лекции были переведены на нем., англ. и франц. языки.
Г. А. Захарьин способствовал реформе высшего мед. образования, выделению педиатрии и гинекологии в самостоятельные клин, дисциплины.
Так, он выделил в своей клинике 2 палаты для детских болезней (1866) и койки для женских болезней (1875).
Учениками Г. А. Захарьина были Н. Ф. Голубов, А. А. Остроумов, Н. Ф. Филатов, В. Ф. Снегирев и др.
Сочинения: Сифилитическая пневмония, Мед. обозр., т. 7, апрель, с. 413, 1877; Клинические лекции, 1-е изд., в. 1—4, М., 1889—1894, 5-е изд., в. 1—2, М., 1895; О холере, М., 1893; Клинические лекции и избранные статьи, М., 1909.
Библиография: Голубов Н. Ф. Григорий Антонович Захарьин, Врач, дело, JsTs 3, с. 161, 1927; Гукасян А. Г. Григорий Антонович Захарьин, М., 1948, библиогр.; Лушников А. Г., Г. А. Захарьин (1829—1897), М., 1974.
А. Г. Гукасян, А. 3. Чернов.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиенумерология матрица судьбы