ЗЕЛЕЙНИКИ (от древнерусск. «зелье» трава, настой на травах, корнях, яд); имеет два значения: в Киевской Руси — одно из названий лиц, занимавшихся врачеванием; памятники древнерусской рукописной медицинской литературы.
Занятие врачеванием в Древней Руси обычно, как и другие виды ремесла, передавалось по наследству. Накапливаемый народом тысячелетиями опыт по использованию леч. свойств растений передавался устно из поколения в поколение. В древние времена Зелейники сами собирали, заготовляли лекарственные растения и лечили лишь ими; позднее начали применять, кроме растений, леч. средства животного происхождения, еще позднее — предметы мистического характера (различные амулеты и др.). С принятием христианства на Руси, 3., как связанные с языческим культом, были объявлены служителями дьявола и подвергались гонениям. В 18 в. их деятельность была официально запрещена; под страхом штрафа и телесного наказания они не могли ни продавать лекарства, ни лечить. В 1701 г. Петром I одновременно с распоряжением об открытии в Москве частных —«вольных» аптек был дан указ сломать лавки, в которых 3. продавали лекарства. В последующем они постепенно теряют связь с народной медициной и существуют в виде знахарей, к к-рым население, особенно в деревнях, вынуждено было обращаться из-за малочисленности врачей, б-ц, недоступности медпомощи для широких масс. Не прекращалась в стране и торговля на базарах леч. травами. Потребность в знахарях отпала только после Великой Октябрьской социалистической революции.
Зелейники — рукописные сборники — появились на Руси с распространением письменности. В них описываются целебные свойства растений, даются советы, как лечить некоторые заболевания, в какие дни и как полезнее делать кровопускания, пользоваться банями, приводятся отдельные рецепты, состоящие из нескольких составных частей. Т. к. в 3. приводились и леч. средства, связанные с языческими верованиями, церковь объявила их «богопротивными» и подлежащими уничтожению. Хранение 3. было сопряжено с опасностью обвинения в чародействе, этим объясняется отсутствие их в монастырских библиотеках. 3. были обнаружены лишь в старообрядческих скитах. Сохранились и опубликованы лишь единичные их экземпляры в списках 15—17 вв. С появлением (15—16 вв.) оригинальных и переводных популярных мед. книг — вертоградов, травников — содержание рукописных 3. становится более сложным, они носят обычно названиелечебников (см.), и в них уже частично включаются сведения из научной медицины.
Для истории медицины изучение рукописных Зелейников, так же как и лечебников, имеет большое значение в качестве источников знания о народной медицине раннефеодального периода Древней Руси. Научная медицина заимствовала после проверки (фармакологической, токсикологической и др.) многие лекарственные растения из перечня, приведенного в 3. См. такжеЛечебники.
Библиография:
Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в 11—17 вв., М., 1960, библиогр.;
Груздев В. Ф. Русские рукописные лечебники, Л., 1946; 3меев Л. Ф. Русские врачебники, Спб., 1896; Лахтин М. Ю. Описание лечебника, хранящегося в Московской патриаршей библиотеке под № 481, Зап. Моск. археол. ин-та, т. 17, 1912; Левинштейн И. И. История фармации и организации фармацевтического дела, М.—-Л., 1939, библиогр.; Tихонравов Н. С. Памятники русской отреченной литературы, т. 1—-2, Спб., 1863; Флоринский В. М. Русские простонародные травники и лечебники, Казань, 1880.
С. А. Верхратский.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы число