ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ — специальный или приспособленный железнодорожный транспорт, предназначенный для перевозки раненых и больных. Из ж.-д. вагонов, используемых для этих целей, формируют военно-сан. поезда (ВСП) и военно-сан. летучки (ВСЛ), являющиеся учреждениями военно-мед. службы, в которых осуществляется лечение раненых и больных и их бытовое обслуживание в пути следования.
Благодаря ряду преимуществ (большая емкость, скорость, относительные удобства в размещении эвакуируемых) Ж. с. т. считается основным средством эвакуации раненых и больных из действующей армии в глубокий тыл страны (см.Эвакуация медицинская).
Впервые эвакуация раненых и больных по ж. д. была осуществлена в Австрии и Италии во время австро-итало-французской войны (1859). Первый военно-сан. поезд был создан в Германии (г. Вюртемберг) в 1862 г. Во все возрастающих размерах ж.-д. транспорт использовался для эвакуации раненых и больных в ходе гражданской войны в США (1861 — 1865), в австро-прусской (1866) и франко-прусской (1870—1871) войнах. Для перевозки раненых и больных использовались пассажирские и товарные вагоны.
В России Ж. с. т. впервые был использован для эвакуации раненых в период русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Согласно «Положению о военно-санитарных поездах» в 1876 г. формировались постоянные и временные ВСП. Постоянные ВСП состояли из приспособленных пассажирских вагонов, в которых можно было разместить от 200 до 300 раненых и больных, вагона-кухни, вагона-прачечной и др.; временные ВСП — из приспособленных для перевозки раненых грузовых и пассажирских вагонов, в которых в зависимости от числа вагонов можно было разместить от 200 до 400 раненых и больных.
В русско-японскую войну 1904— 1905 гг. формирование военно-сан. поездов осуществлялось на основании «Положения о военно-санитарных поездах» 1904 г. Согласно этому положению создавались постоянные ВСП из приспособленных пассажирских вагонов 3-го класса. Они включали вагоны для тяжелораненых (по 18 мест в каждом), в которых пассажирские сиденья заменялись специальными станками для установки носилок в два яруса, а также вагоны для размещения легкораненых (по 32 места в каждом). Дополнительно к этим вагонам в состав постоянных ВСП включали по 10—15 приспособленных грузовых вагонов, что позволяло увеличить емкость поезда до 420—450 мест. Временные ВСП обычно включали 7 пассажирских и ок. 28 грузовых вагонов, общей емкостью от 400 до 600 мест. В связи с недостаточным количеством ВСП для эвакуации раненых широко использовались «теплушечные» поезда, состоявшие обычно из грузовых вагонов, оборудованных двухъярусными нарами, а зимой — и печами.
«Положением о военно-санитарных поездах», введенным в действие в 1912 г., постоянные ВСП по устройству и назначению разделялись на полевые и тыловые. Для них предусматривалась постоянная часть поезда, включавшая вагоны для размещения личного состава поезда, а также вагоны, оборудованные под кухню, аптеку-перевязочную, склад и так наз. переменную часть, состоящую из пассажирских (или грузовых) вагонов, которые включались в состав поезда и соответствующим образом оборудовались лишь на период рейса ВСП с ранеными. Полевые ВСП предназначались для перевозки раненых на короткие расстояния, в пределах тылового района армии, фронта. Тыловые ВСП, кроме того, использовались для эвакуации раненых во внутренние районы страны. Положение предусматривало также формирование временных ВСП в случаях недостатка полевых или тыловых военно-сан. поездов.
Принципы использования и организация работы военно-санитарных поездов регламентировались «Временным положением об эвакуации раненых и больных», утвержденным в 1914 г.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции по приказу Народного комиссара по военным делам в 1918 г. все сан. поезда перешли в ведение военного ведомства, а постановлением Совета Труда и Обороны от 30/111 1921 г., подписанным В. И. Лениным, имеющиеся тогда 154 сан. поезда были переданы в распоряжение Главного санитарного управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ГСУ РККА).
В ходе гражданской войны ВСП использовались не только для эвакуации раненых и больных, но и в качестве приемников, госпиталей на колесах, перевязочных летучек.
В 1923 г. Комиссариатом путей сообщения были разработаны «Альбом чертежей приспособлений для перевозки раненых и больных в военно-санитарных поездах», а в 1925 г.— «Альбом чертежей оборудования подвижного состава тыловых и полевых военно-санитарных поездов» (приложение к «Правилам составления и оборудования тыловых и полевых военно-санитарных поездов»). Порядок использования ВСП в армейском, фронтовом и внутреннем районах страны был определен «Руководством по санитарной эвакуации РККА» (1929).
К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии для эвакуации раненых по ж. д. предусматривалось иметь постоянные и временные ВСП. Оборудование, порядок формирования и организация работы в них регламентировались согласованными между Народным Комиссариатом обороны СССР и Народным Комиссариатом путей сообщения СССР и введенными в действие в 1941 г. документами: «Положением о военно-санитарных поездах», «Правилами составления постоянных и временных военносанитарных поездов и оборудования для них подвижного состава», «Инструкцией по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов». В дополнение к этим документам Главным военно-санитарным управлением Красной Армии в 1942 г. было введено в действие «Руководство по организации и работе военно-санитарных поездов», в к-ром определялись функциональные обязанности должностных лиц и организация леч. работы в ВСП.
Рис. 1. Оборудование вагона для тяжелораненых трехъярусными станками в постоянном военно-санитарном поезде (период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.).
Постоянные ВСП использовали в основном для эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в госпитальные базы внутренних районов страны. Их формировали, как правило, из четырехосных пассажирских вагонов. В пассажирских вагонах, предназначенных для перевозки тяжелораненых, внутреннее оборудование заменяли специальными приспособлениями — станками, на которых размещались в два или три яруса носилки для раненых и больных (рис. 1). В зависимости от типа станков в вагоне можно было разместить от 20 до 30 человек.
Всего постоянный ВСП принимал от 400 до 500 раненых и больных.
Временные ВСП предназначались для эвакуации раненых и больных на короткие расстояния, гл. обр. из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронта (см.Госпитальная база). Они состояли из постоянной части и переменной, придаваемой лишь на время следования поезда с ранеными и больными. Во временном ВСП можно было разместить до 860 раненых и больных.
Для легкораненых использовали обычные четырехосные пассажирские вагоны, в каждом из которых можно было разместить при нормальной загрузке 46, а при использовании верхних (багажных) полок 60 человек.
В 1942 г. в дополнение к постоянным и временным ВСП в армиях и фронтах было разрешено формировать BCЛ. Их использовали гл. обр. для эвакуации раненых и больных в пределах армейского и фронтового тыловых районов. Основу BCЛ составляла постоянная часть вагонов, к-рая включала вагоны для аптеки-перевязочной, кухни, продуктового склада и склада санитарно-хозяйственного имущества, для личного состава и канцелярии.
Рис. 2. Размещение санитарных носилок на пружинах Кружилина в грузовом двухосном вагоне.
Переменная часть BCЛ включала от 20 до 40 грузовых двухосных вагонов, которые предварительно оборудовались обычным воинским настилом. В каждом вагоне можно было разместить от 20 до 30 человек. Вагоны для перевозки тяжелораненых были оборудованы съемными подрессоривающими приспособлениями — пружинами Кружилина (рис. 2), на которые устанавливали сан. носилки. В каждом вагоне размещалось 12—16 человек. В зависимости от числа вагонов емкость BCЛ составляла 500—600 раненых и больных и более.
Порядок формирования, оборудования и использования ВСП и ВС JI определяется соответствующими документами. ВСП предназначаются преимущественно для эвакуации пораженных и больных на большие расстояния из госпиталей действующей армии в тыл страны и их лечения в пути следования. В составе ВСП обычно оборудуют вагоны для тяжелораненых, легкораненых, изолятор, под аптеку-перевязочную, вагоны для материального и хозяйственнобытового обслуживания эвакуируемых пораженных и больных (кухня, продовольственный склад, вещевой склад и др.), а также для личного состава ВСП.
Для формирования ВСП и BCЛ используют существующий парк пассажирских и грузовых вагонов. При переоборудовании пассажирских вагонов для перевозки тяжело-пораженных из них удаляют все продольные полки и перегородки между ними.
Рис. 3. Купе в вагоне для тяжелораненых: 1 — столики-лотки; 2 — предохранительные ремни.
Средние поперечные полки оборудуют предохранительными ремнями и столиками-лотками (рис. 3). В одном из вагонов для тяжелораненых может быть оборудована перевязочная.
В вагонах, предназначенных для легкораненых, дополнительно устанавливают лишь предохранительные ремни и столики-лотки.
Предметы ухода за ранеными (судна, утки и др.) хранятся в туалете. На краны умывальников дополнительно устанавливают гибкие шланги, по к-рым подается вода для мытья суден и уток.
Аптеку-перевязочную оборудуют в цельнометаллическом вагоне межобластного сообщения, из к-рого удаляются кресла для сидения. В аптеке предусмотрено иметь необходимое количество медикаментов, аптечной мебели и предметов (ассистентские столы, шкафы для медикаментов) и другое оборудование, обеспечивающее ее нормальную работу.
В перевязочной устанавливают соответствующее мед. оснащение (столы, шкафы для медикаментов и инструментов, наркозную аппаратуру, операционный стол и др.), обеспечивающее выполнение установленного объема медицинской помощи эвакуируемым в пути следования.
Вагон-изолятор оборудуют в цельнометаллическом пассажирском вагоне открытого типа. Из вагона удаляют все продольные диваны, полки и разделяющие их перегородки, за исключением продольных багажных полок. Вагон разделяют на две половины (для разных инфекций). В крайних купе каждой половины устанавливают электроплитку, шкаф для медикаментов и бак для грязного белья. В туалетах вместо унитазов устанавливают стульчаки с ведрами, там же хранятся судна, утки, дезинфицирующие р-ры. Для дезинфекции инвентаря и помещений вагона имеется гидропульт. При погрузке (выгрузке) раненых и больных на носилках в вагонах открывают створную перегородку, расположенную между туалетом и тамбуром.
В ВСП имеется телефонный коммутатор и радиоузел, с помощью которых обеспечивается связь дежурного медперсонала и командования поезда со всеми подразделениями как на стоянках, так и при движении.
BCЛ формируются из грузовых вагонов и состоят из постоянной и переменной части. Постоянная часть включает вагоны под аптеку-перевязочную, кухню, личный состав ВСЛ и вагоны для сан.-хозяйственных нужд. Переменная часть вагонов придается только на период рейса BCЛ с ранеными и включает вагоны для тяжелораненых и легкораненых, а также вагон-изолятор.
Штатный личный состав с использованием табельного мед. оснащения ВСП может обеспечить лечение раненых и больных, а также оказание первой врачебной и квалифицированной медпомощи по жизненным показаниям.
Объем медпомощи в ВСЛ в связи с кратковременным пребыванием раненых в летучке и из-за отсутствия межвагонных переходов во время движения может ограничиваться неотложными мероприятиями первой врачебной помощи.
Погрузка раненых и больных в ВСП и BCЛ должна проводиться в ограниченные сроки. В качестве приспособлений для ускорения погрузки при отсутствии погрузочных платформ (сан. рамп) следует использовать табельные сборно-разборные мостки, а также сходни, трапы, временные аппарели из шпал и рельсов.
В целях создания условий, облегчающих обслуживание пораженных и больных в пути, необходимо их размещать в вагонах ВСП или ВСЛ с учетом характера и тяжести поражения или заболевания.
Во избежание погрузки в ВСП или ВСЛ нетранспортабельных пораженных и больных такой погрузке предшествует эвакотранспортная мед. сортировка (см.Сортировка медицинская), к-рая осуществляется всортировочном госпитале (см.),эвакуационном приемнике (см.) или ином леч. учреждении. Ко времени прибытия ВСП или ВСЛ на станцию погрузки часть подлежащих эвакуации пораженных и больных заблаговременно сосредоточивают в прирельсовом приемнике, который предназначен для временного их размещения до погрузки на ВСП или ВСЛ.
В пути леч. мероприятия (перевязки, переливание крови, медикаментозная терапия и др.) осуществляются на месте размещения. Лишь для более сложных манипуляций пораженных и больных переносят в перевязочную (операционную).
Рейсом из тыла в действующую армию В СП и ВСЛ могут использоваться для доставки войскам необходимого мед. имущества.
См. такжеСанитарный транспорт.
Библиография Аролович С. М. Работа врача в военно-санитарном поезде, Воен.-сан. дело, № 3, с. 50, 1942; Бару Э. С. Санитарные летучки в армейском районе, там же, № 5-6, с. 50, 1943; Богатырев М. Ф. Работа фронтового санитарного поезда в дни Великой Отечественной войны, Сов. мед. № 10, с. 28, 1942; Военная медицина в Великую Отечественную войну, под ред. Е. И. Смирнова, в. 2, с. 346, М., 1945; Заглухинский В. В. Орудия санитарной тактики, полевые прикрытия, переносочные и перевозочные средства, М., 1912; Капитонов Г. И. иБарановскийГ. Я. Комплект для установки санитарных носилок в грузовых крытых вагонах, Воен.-мед. журн., № 10, с. 77, 1975; T и-м о ф e e в с к и й П. П. Транспортные средства санитарной эвакуации, М.—Л., 1940; В о s e H. Der Verwundetentransport aiif der Schiene, Schweiz. Z. Militarmed., Bd 46, S. 65, 1970.
Ф. А. Иванькович.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы методичка