ЗООЛОГИЯ (греч, zoon животное + logos учение) — раздел биологии, изучающий животных. 3. тесно связана с практической деятельностью человека, освоением и охраной животного мира как естественной составной части биосферы Земли.

Особое значение для здравоохранения имеет медицинская 3., изучающая взаимосвязи животных и человека и роль животных в распространении болезней человека.

В зависимости от задач, методов и объекта исследования 3. привлекает методы различных биол. наук. Так, строение и функции организма, отдельных его органов и тканей изучаются методами морфологии, физиологии, гистологии, цитологии, физиологии и других наук. Исследование процесса индивидуального развития животного (его онтогенеза) — предмет изучения эмбриологии. Закономерности наследования признаков и их изменчивости изучаетгенетика (см.), поведение животных —этология (см.), взаимосвязи животных со средой их обитания —экология (см.), взаимоотношение паразитов и их хозяев —паразитология (см.) и т. д.

Многообразие животного мира привело к необходимости его классификации на основе выявления глубокого сходства, определяемого историческим родством организмов (см.Систематика).

В соответствии с объектом исследования выделяют разделы 3., изучающие относительно крупные и важные группы животных на основе единства систематических, или таксономических, черт:протозоологию (см.), изучающую строение, жизнедеятельность и жизненные циклы одноклеточных животных;акарологию (см.) — науку о клещах, изучающую систематику, биологию и экологию клещей, а также их эпидемиол. значение и меры борьбы с ними;гельминтологию (см.), изучающую строение, систематику и жизненные циклы паразитических червей и разрабатывающую биол. основы борьбы с ними;энтомологию (см.), изучающую жизнь насекомых и их значение в сельском хозяйстве и здравоохранении; ихтиологию, занимающуюся изучением всех сторон жизнедеятельности рыб; орнитологию, изучающую птиц — их систематику, биологию, особенности распространения, охотничье и промысловое значение, полезную и вредную деятельность;териологию (см.), или маммалогию, изучающую систематику, анатомию, биологию млекопитающих и значение этих высокоорганизованных животных для человека, и т. д.

Большое значение при изучении различных сторон жизнедеятельности животных имеет сравнительный метод, позволяющий не только рассматривать животных в их нынешнем состоянии, но и представить их развитие в прошлом. Такое направление в 3., базирующееся на данных сравнительной анатомии, эмбриологии и палеозоологии, оформилось в виде самостоятельных разделов — эволюционной морфологии, эволюционной физиологии, эволюционной эмбриологии и т. д. 3. стала научной основой многих отраслей народного хозяйства — зоотехники, пчеловодства, шелководства, рыбного хозяйства, охотничьего промысла и т. д. Многие одноклеточные животные, паразитирующие у человека, патогенны для него и являются возбудителями заболеваний, напр, некоторые виды амеб (см.Амебиаз), трипаносом (см.Трипаносомозы), лейшманий (см.Лейшманиозы), трихомонад (см.Трихомоноз) и др. Многие многоклеточные животные — эндопаразиты человека (филярии, аскариды, эхинококки и другие гельминты) могут вызывать тяжелые заболевания (см.Гельминтозы). Эктопаразиты — кровососы, тесно связанные с человеком и его жилищем (вши, клопы, блохи) или нападающие на человека на открытом воздухе (кровососущие комары, москиты, мокрецы, мошки, слепни, мухи-жигалки и другие насекомые, объединяемые общим термином «гнус»), при массовом нападении вызывают нестерпимый зуд, снижают работоспособность, способны приводить к ослаблению организма человека и нервным расстройствам. Многие кровососущие насекомые являются переносчиками целого ряда эпид, заболеваний — сыпного и возвратного тифа, чумы и др. (см. статьи, посвященные отдельным видам или группам животных, напр.Блохи,Вши,Иксодовые клещи,Комары кровососущие).

Специфические и неспецифические паразиты могут быть переносчиками природно-очаговых болезней (см.Природная очаговость). Природная очаговость трансмиссивных заболеваний связана с отсутствием узкой специализации как переносчиков, так и возбудителей (см.Переносчики,Трансмиссивные болезни). Многие заболевания, особенно кишечника, могут распространяться синантропными животными (грызуны, тараканы, мухи и др.). Ряд заболеваний передается человеку при его контакте с животными или их трупами (сибирская язва, сап, бруцеллез, бешенство и др.). Объектом медицинской 3. следует считать и ядовитых животных — змей, каракуртов, скорпионов, сколопендр и др. (см.Ядовитые животные). Некоторые ядовитые животные (пчелы, змеи) используются для получения лекарственных препаратов (см.Змеиный яд,Пчелиный яд). Данные, получаемые при изучении животных — возбудителей, переносчиков заболеваний, паразитов и др., накапливаемые медицинской 3., представляют основу для защиты человека от многих заболеваний. Практические достижения в борьбе со многими заболеваниями человека, вызываемыми простейшими, гельминтами и другими животными, неразрывно связаны с успехами в изучении животных, имеющих патогенное или эпидемиол, значение.

Становление 3. как науки связывают с именем древнегреческого ученого Аристотеля (4 в. до н. э.), обобщившего имеющиеся достижения в изучении животных. Классификация животных, созданная Аристотелем, включающая ряд таксономических групп, близких по объему к современным, использовалась учеными разных стран многие столетия.

Эпоха средневековья характеризовалась застоем в развитии всех естественных наук, вызванным религиозным фанатизмом правящих кругов. Зоол, исследования возобновились лишь в 16 в., когда наряду с описательным изучением животных стали появляться исследования в области анатомии в связи с запросами медицины (А. Вез алий, Б. Евстахий, Г. Фаллопий и др.). Изучение анатомии животных продолжалось первоначально в связи с уточнением данных К. Галена, проводившего изучение анатомии на животных и переносившего полученные данные на человека. Позже анатомия животных превратилась в самостоятельный раздел 3. Зоотомические исследования стали подсобными при преподавании медицины.

Дальнейшее развитие 3. связано с введением (17 в.) микроскопического метода изучения животных. А. Левенгук — изобретатель микроскопа — открыл мир простейших, М. Мальпиги описал микроскопическое строение органов многих групп животных. Голл. ученый Сваммердам (J. Swammerdam, 1637—1680) дал описание строения многих беспозвоночных. Развитие микроскопической техники и ее применение в биол, исследованиях определило формирование самостоятельных наук — гистологии, цитологии, эмбриологии и др.

Накопление данных о многообразии животного мира, в особенности за период великих путешествий, потребовало разработки единой номенклатуры животных, их классификации. К. Линней (1735) предложил единую классификацию в виде иерархической системы таксономических единиц (класс, отряд, род, вид), а также ввел единую бинарную латинскую номенклатуру для видов (название рода и вида), сохранившуюся до наших дней.

В начале 19 в. Ж. Ламарк ввел искусственное, но удобное и сохранившееся до сих пор разделение животных на позвоночных и беспозвоночных и сформулировал представление об изменяемости и эволюции видов. Большой вклад в развитие 3. внес Ж. Кювье, развивший теорию корреляции и заложивший основы сравнительной анатомии и палеозоологии. Вместе с тем его деление «царства животных» на четыре группы (теория типов), между к-рыми не было переходных форм, вступило в противоречие с идеей исторического развития животных, поддерживавшейся передовыми эволюционистами 19 в. Клеточная теория Т. Шванна (1839) показала единство организации всех животных.

Этапом развития 3., как и всей биологии в целом, стало эволюционное учение Ч. Дарвина, к-рое легло в основу современных представлений об историческом единстве животного мира, о происхождении новых видов путем естественного отбора особей, лучше приспособленных к условиям среды обитания (см.Дарвинизм,Естественный отбор,Эволюционное учение).

Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира и роли естественного отбора в происхождении новых видов животных способствовало бурному развитию 3. и ее дальнейшей дифференциации.

В России развитие 3. началось после организации Академии наук (1724), хотя отрывочные научные данные о животных были в ряде рус. сочинений еще допетровской эпохи. Начиная с этого периода стали организовываться многочисленные экспедиции в малоизученные р-ны России. В результате путешествий Г. В. Стеллера (1709—1746) и С. П. Крашенинникова (1713—1755) на Камчатку, С. Г. Гмелина (1745— 1774) по Ю. страны и Кавказу, П. С. Палласа (1741 —1811) по Ю. страны, Крыму, Кавказу, а также других исследователей был накоплен богатый материал по фауне нашей страны. В 19 в. А. Ф. Миддендорф (1815— 1894), К. М. Бэр, Н. А. Северцов (1827—1885), Г. И. Фишер-Вальдхейм (1771 — 1853), Г. И. Радде (1831 — 1903), А. П. Федченко и многие другие продолжили экспедиционные исследования фауны нашей страны и пополнили сведения по биологии многих животных. Идеи эволюционного учения Ч. Дарвина были сразу подхвачены и развиты целой плеядой рус. ученых-естествоиспытателей 19 в., внесших значительный вклад в развитие 3. Такими учеными были А. О. Ковалевский, показавший принципиальное родство позвоночных и беспозвоночных и общее происхождение типов животного мира из единого корня, И. И. Мечников, детально изучивший развитие многих групп животных и разработавший на основе зоологических данных фагоцитарную теорию иммунитета, и др.

В 19 в. начато издание многотомной серии «Фауна России» (ныне «Фауна СССР»), появляются теоретические обобщения в области систематики [А. П. Семенов-Тян-Шанский (1866—1942), Н. А. Холодковский (1858—1921)], капитальные труды по зоогеографии [М. А. Мензбир (1855—1935)], фауне морей [H. М. Книпович (1862—1939)] и т. д. Большой вклад в дело изучения фауны России внесли H. М. Пржевальский, П. К. Козлов и др.

После Великой Октябрьской социалистической революции в СССР началось плановое развитие науки. При АН СССР и АН союзных республик были организованы ин-ты зоол, профиля. В научно-исследовательских и учебных ин-тах расширены исследования по прикладной 3. Исследования в области медицинской 3. проводятся в ин-тах системы АМН СССР, ВМА и в ин-тах зоологии и паразитологии академий союзных республик, а также в ряде биол, ин-тов АН СССР.

Курсы 3. читаются в ун-тах и педагогических ин-тах страны. В медвузах основы 3. включены в более общие курсы (общая биология) или в некоторые специальные курсы (паразитология).

Работы в области 3. развиваются во многих направлениях. В области систематики следует отметить комплексный подход, основанный на синтезе морфол., экол, и генетических данных; она стала использовать методы экологии, этологии, биохимии, серологии и других наук. Разрабатываются методы математической систематики. Дальнейшее развитие получили исследования по зоогеографии и экологии. Экол, направление в 3. стало развиваться в связи с изучением колебаний численности животных и их средообразующей деятельности; в нем особенно заметно развитие почвенной 3. Сравнительно-морфол. исследования во всех странах стали проводиться на клеточном, ультраклеточном уровнях.

Большое развитие во всем мире получили прикладные отрасли 3., напр, медицинская 3., сельскохозяйственная 3., лесная 3. и др.

Из работ в области мед. 3. следует отметить исследования по природно-очаговым заболеваниям (E. Н. Павловский), малярии и малярийному комару (В. Н. Беклемишев), гельминтологии (К. И. Скрябин), паразитическим простейшим (Г. В. Эпштейн) и др. Именно на основе совместных исследований зоологов и медиков смогли быть осуществлены такие мероприятия, как ликвидация малярии (как массового заболевания), локализация и ликвидация очагов чумы и др.

См. такжеБиология,Зоогеография.

Библиография: Беклемишев В. Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных, т. 1—2, М., 1964; Д о г e л ь В. А. Зоология беспозвоночных, • М., 1975; Жизнь животных, под ред. Л. А. Зенкевича, т. 1—6, М., 1968—1972; Курс зоологии, под ред. Б. С. Матвеева, т. 1—2, М., 1966; Наумов Н. П. Экология животных, М., 1963; Наумов С. П. Зоология позвоночных, М., 1965; Одум Ю. Основы экологии, пер. с англ., М., 1975; Павловский E. Н. Руководство по паразитологии человека, т. 1—2, М.— Л., 1946—1948; Руководство по медицинской энтомологии, под ред. В. П. Дербеневой-Уховой, М., 1974; Стрелков А.А. Развитие систематики животных в учреждениях Академии Наук Советского Союза, Зоол, журн., т. 53, № 5, с. 669, 1974; Фауна СССР, Новая серия, т. 3—4, М.— Л., 1966.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание20 матрица судьбы