ГУМОРАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ (лат. humor жидкость) — умозрительная теория, согласно к-рой патогенез болезней зависит от ненормального состояния жидких сред организма, крови и тканевой жидкости.

Гуморальное направление патологии зародилось в древности, было распространено в период средневековья и удерживалось до середины 19 в., изменяясь в зависимости от развития мед. представлений о сущности болезни. Сторонниками гуморальных теорий были Гиппократ, К. Гален, Ибн-Сина (Авиценна), позднее Т. Парацельс, Й. Ван-Гельмонт, Сильвий [Т. Sylvius (de le Boe), 1614—1672], а в 19 в. К. Рокитанский.

Гуморальные представления в учении о болезни ведут свое начало еще от жреческой медицины; элементы этих представлений встречаются в учениях врачей Древнего Востока (Индия, Китай). Ряд положений Г. п. развивал Гиппократ, допускавший, что животный организм в основе своей состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Эти жидкости вырабатываются органами животного организма: сердце продуцирует кровь, мозг — слизь, печень — желтую желчь, селезенка — черную желчь. При гармоничном смешении этих жидкостей человек здоров, а нарушение правильного их смешения (дискразия) приводит к развитию болезни. Болезни, по Гиппократу, возникают, когда «какая-либо из этих жидкостей будет в меньшем или в большем количестве, или она отделится в теле и не будет смешана со всеми остальными, или если какая-нибудь из этих жидкостей вытекает из тела в количестве большем, чем требует переполнение». Течение каждой болезни, согласно представлениям Гиппократа, делится на три периода: период сырости, когда в результате смешения возникают сырые острые разрушительные вещества, оказывающие раздражающее местное действие; период сварения, в который происходит уничтожение «вредных качеств в сырых соках», их физ. изменение, уплотнение (сварение); период извержения — удаление измененных «сваренных» соков из организма, ведущий к выздоровлению.

К. Гален, труды к-рого на протяжении почти 1500 лет оказывали влияние на медицину, внес в гуморальную концепцию Гиппократа ряд собственных представлений. Исходя из учения Аристотеля о четырех стихиях (воздух, вода, земля и огонь) и их первичных качествах (теплота, холодность, влажность, сухость), К. Гален считал, что под действием первичных качеств из продуктов питания, поступающих в организм, возникают четыре основные влаги (соки). Одновременно К. Гален принял представлениясолидарной патологии (см.), возникшей на основе атомистического учения Демокрита о составе тела из плотных частей. Соединив эти представления, К. Гален рассматривал человеческое тело как состоящее из четырех влаг (кровь, слизь, желтая и черная желчь) и плотных частей — однородных (мышцы, кости и др.) и неоднородных органов (печень, почки и пр.). Кроме того, К. Гален признавал наличие нематериальных, так наз. жизненных сил, или пневмы. Болезнь, по его представлению, есть беспорядок, вторгшийся в гармонию и равновесие плотных частей, влаг и пневмы. Подобно Гиппократу, К. Гален учил, что сокам организма принадлежит преобладающее значение в состоянии здоровья. Особое значение в возникновении болезни он придавал избытку желчи в организме, к-рая, по его мнению, может вызвать рожистое воспаление, кожные высыпания и др.

Ибн-Сина разделял теоретические положения Гиппократа и К. Галена. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина писал: «Теплота и холод являются наряду с другими причинами причиной зарождения соков. Но уравновешенная теплота рождает кровь, избыточная рождает желтую желчь, а весьма избыточная рождает путем сильного сжигания черную желчь. Холод рождает слизь, а весьма чрезмерный холод рождает путем сильного замораживания черную желчь». Состояние, когда соки смешаны количественно правильно и когда они не нарушены, соответствует здоровью. Если количество соков уменьшается либо слишком увеличивается, или они сгущаются, становятся горькими, покидают свое обычное место, или нарушают свои обычные функции — возникают болезни.

Фактическим сторонником гуморальной теории был и реформатор средневековой медицины Парацельс. Отрицательно относясь к древним теориям Г. п. и выступая против их трактовки, Парацельс указывал, что в жидких средах животного организма существуют три основных начала (хим. элемента) — сера, мер-курий (ртуть) и соль. Парацельс выдвинул положение, что все важнейшие процессы в организме можно свести к хим. превращениям этих веществ и что патол, состояние связано с нарушением хим. процессов в жидкой среде организма. Это явилось основой хим. направления в медицине (см. Ятрохимия). Наряду с материалистическими положениями Парацельс выдвигал положение о наличии в организме нематериального начала, духа, «архея», обязанность к-рого управлять жизненными функциями, т. е., в соответствии с концепцией Парацельса, хим. процессами в организме.

К сторонникам гуморальной теории в медицине может быть причислен и Й. Ван-Гельмонт, который считал, что первопричиной жизненных процессов и патол, состояний являются не четыре жидкости (по Гиппократу) или три элемента (по Парацельсу), а лишь два начала — вода и «оплодотворяющий принцип». Из совокупности этих двух элементов происходит жизненный процесс, жизнь; нарушение функций этих элементов и создает патол, состояние.

Своеобразную гуморальную теорию в 17 в. развивал ятрохимик Сильвий, который сформулировал умозрительное представление о том, что в животном организме под влиянием особого вещества — «фермента» происходят превращения одних веществ в другие, в результате чего образуются конечные продукты двух видов: кислые или щелочные. Правильное качественное и количественное соотношение их во всех органах, тканях и в соках является основным условием здоровья. Накопление же в организме, в отдельных органах или тканях избытка «кислых или щелочных едкостей» вызывает нарушение функций, является причиной болезненных процессов. Согласно представлению Сильвия, существуют две основные группы заболеваний: одна связана с образованием и накоплением в тканях кислот, другая — с образованием щелочей. На основе этой концепции Сильвий пытался разработать принципы рациональной терапии.

Видным представителем гуморальной теории в первой половине 19 в. был К. Рокитанский. Он считал основой всех болезней нарушение хим. состава соков организма, в первую очередь крови, изменение к-рой вторично вызывает нарушение питания различных органов и тканей. Ненормальный хим. состав крови вызывает в отдельных участках организма отложение бесструктурного образования, так наз. бластемы, к-рая образуется по преимуществу из плазмы крови. Из бластемы постепенно развиваются форменные элементы — «волокна», «зернышки», клеточные образования; бластемы в зависимости от характера нарушения состава крови могут быть различны. Изменения в тканях человеческого организма при заболеваниях вторичны и зависят от характера изменений крови, который К. Рокитанский обозначал понятием «кровяная краза». Он различал ряд «кровяных краз», вызывающих болезни: фибринозную (флогистическую), крупозную, туберкулезную, тифозную, сыпную (вызывающую разнообразные сыпи), канкрозную, кразу пьяниц и др. Болезнь, по Рокитанскому, есть заболевание всего организма, изменения в тканях — лишь местные проявления болезни, результат возникновения той или иной кразы.

Параллельно с гуморальной теорией болезни в 16—18 вв. была широко распространена механистическая теория возникновения патол, процессов —ятромеханика (см.), дающая всем процессам в организме истолкование с точки зрения математики и физики.

В середине 19 в. благодаря возникновению экспериментальной медицины и успехам микроскопической техники изучение жизненных процессов было поставлено на научные основы. Умозрительная гуморальная теория пришла в противоречие с научными фактами. Сокрушительный удар гуморальной патологии нанес Р. Вирхов (см.) созданиемцеллюлярной патологии (см.) — теории, основанной на тщательном микроскопическом изучении морфол, субстрата болезней, благодаря к-рой патология была поставлена на более твердую научно-материалистическую основу. В возникшей острой дискуссии с Р. Вирховом К. Рокитанский был вынужден признать правоту вирховских научных концепций.

Историческое значение Г. п. заключается в том, что одним из основных ее положений была оценка болезни как состояния целостного организма. Идея целостности организма и признание большой роли гуморальных факторов соответствуют современным представлениям медицины. Г. п. направляла врачебную мысль по пути стихийно-материалистического теоретического осмысливания и обобщения патол, явлений, настойчиво выдвигала необходимость изучения жидких сред организма.

В современной медицине и научной мед. литературе термин «гуморальная патология» употребляется лишь для обозначения вышеизложенных теорий; понятие «гуморальный» обозначает связь явления с кровью или с другими жидкими средами животного организма, напр, «гуморальная теория иммунитета», «гуморальная теория анафилаксии», «гуморальная передача», «гуморальный фактор» и др. Благодаря успехам в области химии, биохимии и других медико-биол. наук в современной патологии представления о жидких средах организма базируются на научных фактах, полученных в биохимий, гематологии, физиологии и патологии эндокринной системы, физиологии и патологии нейрогуморальной регуляции и др.

См. такжеБолезнь,Патогенез.

Библиография: Гален К. О назначении частей человеческого тела, пер. с древнегреч., М., 1971; Гиппократ, Избранные книги, пер. с греч., М., 1936; Ибн-Сина Абу Али (Авиценна), Канон врачебной науки, кн. 1, Ташкент, 1954; История медицины, под ред. Б. Д. Петрова, т. 1, М., 1954; Рокитанский К. Руководство к общей патологической анатомии, пер. с нем., М., 1849.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы посчитать