ЛАМАРК Жан (Lamarck Jean Baptiste Pierre Antoine de Monet, 1744 — 1829)— французский естествоиспытатель, зоолог, ботаник, эволюционист, член Парижской академии наук (1783).

ЛАМАРК Жан

Изучал медицину и естественные науки в Высшей медицинской школе в Париже (1772 —1776).Автор трудов по метеорологии. В «Гидрологии» (1802) Ж. Ламарк предвосхитил принцип актуализма (изменчивость лика Земли под влиянием ныне действующих актуальных факторов), позднее в более обстоятельной форме изложенный Ч. Лайеллом в «Основах геологии» (1830—1832). Этот принцип сыграл огромную роль в формировании мировоззрения Ч. Дарвина. В «Гидрогеологии» Ж. Ламарк подверг критике представления о создании Земли в библейские сроки, обратил внимание на древность существования жизни на Земле. Наибольшую известность Ламарку принесли его труды по биологии (сам термин «биология» предложен Ж. Ламарком). Уже в 1778 г. Ж. Ламарк опубликовал трехтомный труд «Флора Франции», доставивший ему известность в научных кругах, в к-ром был впервые дан определитель, построенный по дихотомическому принципу, общепринятому ныне во всех определителях живых объектов.

С 1793 г. Ж. Ламарк — проф. естественной истории в Ботаническом саду, а с 1794 г. он возглавил кафедру «насекомых и червей» в Национальном музее естественной истории в Париже. Вклад Ж. Ламарка в зоологию весьма велик. Он впервые разделил животных на беспозвоночных и позвоночных, ввел понятие «беспозвоночные животные». В 1801 г. опубликовал «Систему беспозвоночных животных». Особое значение имел его огромный труд «Естественная история беспозвоночных животных» (в 7 томах, 1815 — 1822; 2-е изд. в 11 томах, 1836—1845), оказывавший в течение полувека большое влияние на развитие зоологии беспозвоночных, в т. ч. и паразитологии. В этих книгах, а также в широко известной «Философии зоологии» (в 2 томах, 1809) было предложено разделение животных на 14 классов и 6 «ступеней». Важное значение для палеонтологии и теории эволюции имел труд Ж. Ламарка «Мемуары об ископаемых из окрестностей Парижа» (в 8 томах, 1802—1806).

Наибольшей известностью ныне пользуются философские и общебиологические концепции Ж. Ламарка. Ученик и последователь франц. материалистов и просветителей конца 18 в., Ж. Ламарк пытался развивать их идеи в условиях наполеоновской реакции и реставрации Бурбонов. В итоговом методологическом труде Ж. Ламарка «Аналитическая система положительных знаний человека» (1820) изложена система его философских взглядов. Ж. Ламарк как деист считал, что верховный творец сотворил лишь материю и природу; все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы. Он подчеркивал, что «все живые тела происходят одни от других, при этом не путем последовательного развития из предсуществующих зародышей», т. о. здесь Ж. Ламарк выступал против концепциипреформизма (см.). Ж. Ламарк предложил 10 признаков, позволяющих отделить живые тела от неживых, поставив на второе место клеточное строение живых тел. Т. о., он за 20 лет до формированияклеточной теории (см.) обратил внимание на всеобщность клеточного строения известных тогда живых существ. Ламарк допускал не только возможность самозарождения жизни в геологически далеком прошлом, но и возможность самозарождения простейших в совр, период.

Развивая идеи швейцарского натурфилософа Бонне (Ch. Bonnet) о «лестнице существ» как отражении прогрессивного усложнения организации живого, Ж. Ламарк рассматривал усложнение организации как результат эволюции. Он вслед за К. Линнеем, поместившим человека среди приматов, допускал происхождение человека от обезьян. В отличие от Бонне, Ламарк считал, что ступени эволюции, ее «градации» пе представляют прямой линии, как это следовало из «лестницы существ», а имеют множество ветвей и отклонений на уровне видов и родов. Представление о разветвлении «лестницы существ», непрямолинейном характере эволюции подготовило почву для представлений о «родословных древах», развитых в 60-х гг. 19 в. последователем Ч. Дарвина Геккелем (E. Н. Haeckel) и другими дарвинистами.

Ж. Ламарк считалвид (см.) объективной систематической категорией и писал, что «виды действительно существуют в природе» (1786), тогда как «установление родов не имеет или не должно иметь никакой иной цели, кроме облегчения познания видов и их естественных отношений».

С наибольшей полнотой эволюционные воззрения Ж. Ламарка изложены в «Философии зоологии» (1809), хотя многие положения своей эволюционной теории он излагал в вводных лекциях к курсу зоологии еще в 1800—1802 гг. Обратив внимание на всеобщий характер изменчивости, на поступательный ход прогрессивной эволюции, Ж. Ламарк в своем эволюционном учении не смог раскрыть появления признаков, носящих приспособительный характер. Он считал главным фактором эволюции адекватное прямое влияние среды, в частности влияние упражнения и неупражнения органов, к-рое ведет к усилению данных органов и признаков не только у данной особи (что признается и совр, наукой), но и у ее потомства (так наз. гипотеза «наследования приобретенных признаков», не получившая экспериментальных доказательств). Ж. Ламарк допускал также, что стремление, желание животного ведет к усиленному прилитию крови и «других флюидов» к той части тела, к к-рой направлено это стремление, что вызывает усиленный рост этой части тела, передаваемый затем по наследству. Эти идеи Ж. Ламарка были взяты на вооружениеламаркизмом (см.) и составили его ядро.

Как ботаник и в особенности зоолог Ж. Ламарк оказал большое влияние на современников. Его историческая заслуга состоит в том, что им была предложена в «Философии зоологии» первая целостная теория эволюции. Однако движущие факторы эволюции раскрыты им не были.

В зоологических трудах Ш. Ламарка наряду с множеством новых фактов и идей содержалось немало неточностей, умозрительных построений, особенно ярко видных при сравнении его трудов с трудами его современника Ж. Кювье. Эти фактические погрешности и слабость естественнонаучной аргументации эволюционной концепции Ж. Ламарка были одной из причин того, почему его теория и эволюционные идеи его последователя Жоффруа Сент-Илера (E. Geoffroy Saint-Hilaire) почти не оказали влияния на умы современников. Ч. Дарвин отдавал должное Ламарку как создателю первой эволюционной теории.

Сочинения: Philosophie zoologique, t. 1—2, P., 1809 (рус. пер., М., 1911, М.— Л., 1935 — 1937); Анализ сознательной деятельности человека, пер. с франц., Спб., 1899; Избранные произведения, пер. с франц., т. 1—2, М., 1955—1959.

Библиография: Комаров В. Л. Ламарк, М.— Л., 1925, библиогр.; Пузанов И. И. Жан-Батист Ламарк, М., 1959.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиемандала матрица судьбы