Школа — учебное и воспитательное учреждение, обеспечивающее всестороннее, гармоническое развитие подрастающего поколения. В школе дети получают знания по основам наук, в ней осуществляется трудовая и политехническая подготовка, формируется коммунистическое мировоззрение, обеспечивается эстетическое и физическое воспитание, способствующее сохранению и укреплению здоровья.
Школа должна располагаться в здании, отвечающем гигиеническим требованиям, и иметь достаточный по площади земельный участок. Массовое строительство школ в нашей стране осуществляется по типовым проектам, разработанным в соответствии со Строительными нормами и правилами по проектированию общеобразовательных школ и школ-интернатов, утвержденными Госстроем СССР по согласованию с М3 СССР и Министерством просвещения СССР.
Важнейшим критерием при выборе места расположения школы является радиус обслуживания, который в городах не должен превышать 0,5 км; а в сельских местностях может быть увеличен до 3 км; кроме того, учитывается преимущественный возраст учеников и климатические особенности района строительства.
В соответствии с номенклатурой, принятой для типового проектирования, основным типом школьного здания является здание общеобразовательной, трудовой, политехнической школы с продленным днем. Количество ученических мест в школе зависит от ее типа (начальная, неполная средняя и средняя).
Обязательной частью школы является школьный земельный участок. Площадь земельного участка общеобразовательных школ в зависимости от количества учащихся должна быть равна 0,3—4 га. Участок делится на следующие зоны; спортивную, учебно-опытную, зону отдыха и хозяйственную. Спортивная зона составляет 35—40% земельного участка и включает площадки для спортивных игр с мячом, гимнастики и занятий легкой атлетикой. Учебно-опытная зона занимает примерно 25% площади участка; ее назначение — обеспечение наглядного метода преподавания естествознания и выработка у учащихся навыков сельско-хозяйственного труда. Зона отдыха включает отдельные площадки для подвижных игр учащихся начальных, средних и старших классов, а также площадку для тихого отдыха. Площадки для подвижных игр рассчитываются на каждый класс:для детей 1—4 классов — по 100 м2, для детей 5—8 классов — по 25 м2. Хозяйственная зона располагается вдали от спортивных и игровых площадок, ограждается зелеными насаждениями и имеет самостоятельный въезд. На ней размещаются хозяйственные постройки и мусоросборник. Расстояние от мусоросборника до дверей и окон школы должно быть не менее 25 м. Под зеленые насаждения должно быть отведено 40—50% площади участка. Ширина зеленой полосы на границе участка должна составлять 1,5 м, а со стороны улицы — не менее 6 м.
По действующим нормам оптимальными являются трехэтажные школьные здания. В здании школы должно проектироваться несколько выходов и устройство децентрализованных гардеробов, что, в частности, дает возможность правильно организовать карантинные мероприятия при возникновении инфекционных заболеваний.
Основные архитектурно-планировочные требования к современным школьным зданиям сводятся к достаточной изоляции отдельных групп помещений и созданию удобной связи между ними и участком. Это способствует максимальному разделению большого детского коллектива на отдельные возрастные группы для обеспечения дифференцированного режима учебной и внеучебной деятельности учащихся разного возраста.
Помещения, предназначенные для учащихся начальных классов, должны размещаться в изолированном блоке или отсеке, рассчитанном на 3—4 класса, удобно связанном со столовой и участком.
При кабинетном методе обучения важно, чтобы расположение кабинетов по отдельным дисциплинам и лабораторий обеспечивало минимальную затрату времени на переходы из кабинета в кабинет (оно не должно превышать 3 минуты). Наиболее полно этим требованиям отвечает блочно-секционная структура школьных зданий.
Школьное здание объединяет три основные группы помещений: учебные, помещения для культурно-массовой работы и обслуживающего назначения. Учебные помещения — классы, кабинеты, лаборатории с соответствующими рекреационными залами, помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации, а также группа учебно-спортивных помещений. Помещения культурно-массового назначения объединяют актовый зал, класс пения и музыки, технический центр, комнаты общественных организаций, библиотеку с читальней, помещения для кружковой работы и для организации групп продленного дня. В группу помещений обслуживающего назначения входят административно-хозяйственные помещения, столовая, медпункт и др.
Основными в школьных зданиях являются учебные помещения. Правильная, с гигиенических позиций, расстановка мебели и оборудования в них обеспечивается при размерах класса 64 м2, кабинета — 66 м2, лаборатории — 70 м2. Расстояние от классной доски до последнего ряда столов или парт не должно превышать 8—9 м. Высота потолка учебных помещений должна быть не менее 3 м.
Для трудового обучения и профессиональной ориентации в школе имеются учебные мастерские: по обработке тканей, для занятий кулинарией площадью 32—66 м2, учебно-методический кабинет по профессиональной ориентации учащихся (площадью 66 м2), комбинированная мастерская по обработке металла и дерева (площадью 66—82 м2).
Площадь учебно-спортивных залов, предназначенных для проведения уроков физкультуры и занятий спортивных секций, должна быть рассчитана таким образом, чтобы на одного учащегося приходилось не менее 4 м2; высота потолкаот 3 до 6 м, в зависимости от площади зала (при площади 144 м2 — 3 м, 162 м2 — 5,4 м, 288 м2 и более — 6 м).
Площадь обеденных залов в общеобразовательных школах принимается из расчета 0,65 м2 на 1 место (исходя из обслуживания 100% учащихся в четыре очереди).
В состав помещений медицинского обслуживания входит кабинет врача, объединенный с медицинской комнатой, площадью 12—15 м2. Помимо кабинета врача, иногда предусматривается кабинет зубного врача площадью 12 м2.
См. такжеВентиляция,Освещение,Отопление,Парта.
Библиогр.: Антропова М. В. Гигиена детей и подростков, М., 1982; Гигиена детей и подростков, под ред. В. Н. Кар-дашенко, М., 1980; Руководство для врачей школ, под ред. Г. Н. Сердюковской, М., 1983.
Г. Н. Сердюковская.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиежизнь матрица судьбы